РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2010 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Митина О.Ю.,
при секретаре Подчуфаровой В.А.,
с участием заявителей Климова М.В., Климовой И.И. и представителя администрации МО Чернский район Тульской области Никоноренковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Климова Максима Викторовича и Климовой Инны Ильиничны об оспаривании действий администрации МО Чернский район Тульской области,
у с т а н о в и л :
Климов М.В. и Климова И.И., действующая за себя лично и как законный представитель несовершеннолетнего сына К, обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления - администрации МО Чернский район Тульской области, отказавшей им в перечислении денежных средств в виде социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что 14 октября 2009 года решением администрации МО Чернский район Тульской области они признаны молодой семьей, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», и им выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 506520 рублей. После этого они открыли специальный счет в банке, на который администрация МО Чернский район должна перечислить указанную социальную выплату после приобретения ими жилья.
В связи с тем, что в настоящее время за указанную сумму приобрести жилье не представляется возможным, они договорились с матерью Климова М.В. – Климовой Л.А. о приобретении у неё жилого дома в <адрес> Чернского района. 23 июня 2010 года они составили договор купли-продажи и зарегистрировали в Управлении Росреестра по Тульской области право общей долевой собственности всех членов семьи на приобретенный жилой дом.
Документы, подтверждающие факт приобретения семьей жилого помещения, они предоставили в администрацию МО Чернский район для того, чтобы на их счет в банке была перечислена социальная выплата в сумме 506520 рублей. Однако, 13 июля 2010 года администрация МО Чернский район отказала им в перечислении денежных средств, ссылаясь на то, что у продавца жилого помещения Климовой Л.А. отсутствует второе жилье.
Считают действия администрации МО Чернский район незаконными, нарушающими их конституционные права на жилище и создающими препятствия к осуществлению данных прав, так как законом не предусмотрены основания для отказа в перечислении денежных средств, составляющих социальную выплату.
Просили суд признать действия администрации МО Чернский район, отказавшей им в перечислении денежных средств, незаконными и обязать администрацию перечислить на их счет в банке 506520 рублей.
В судебном заседании заявитель Климов М.В. поддержал свои требования по основаниям, указанным в заявлении, уточнил требования и просил признать действия администрации МО Чернский район, отказавшей им в перечислении денежных средств, незаконными и обязать администрацию устранить нарушение их прав на получение социальной выплаты в предусмотренном законом порядке.
Заявитель Климова И.И. также поддержала свои требования по основаниям, указанным в заявлении, уточнила требования и просила признать действия администрации МО Чернский район, отказавшей им в перечислении денежных средств, незаконными и обязать администрацию устранить нарушение их прав на получение социальной выплаты в предусмотренном законом порядке.
Представитель органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Чернский район Тульской области, по доверенности Никоноренкова Ю.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, считая что администрация действовала в соответствии с требованиями закона, так как при оформлении купли-продажи жилого дома заявители ухудшали свои жилищные условия.
Заслушав объяснения заявителей и представителя органа местного самоуправления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указал, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Из пояснений заявителей, письменных материалов дела, в том числе копий паспортов заявителей, копии заявления Климова М.В. и Климовой И.И. от 22.07.2008 года, копии свидетельства о заключении брака №, копии свидетельства о рождении ребенка К №, сообщений Управления Росреестра по Тульской области от 13.02.2008 года №№ 88, 89, 90, справок ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» от 13.02.2008 года №№ 4, 5, 6, справки о размере заработной платы Климова М.В. от 07.02.2008 года № 2, справки о размере пособия, получаемого Климовой И.И., от 13.02.2008 года № 23, выписки из домовой книги, акта проверки жилищных условий от 12.03.2008 года, выписки из постановления главы администрации МО рабочий поселок Чернь от 17.07.2008 года № 7-13, судом установлено, что 22 июля 2008 года Климов М.В. и Климова И.И. обратились с заявлением к главе администрации МО Чернский район Тульской области о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и представили необходимые для этого документы.
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из копии свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья следует, что 14 октября 2009 года семья Климова М.В. и Климовой И.И. была признана администрацией МО Чернский район молодой семьей и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, так как соответствовала требованиям указанных выше Правил.
Климову М.В. и Климовой И.И. было выдано именное свидетельство участников подпрограммы, имеющих право на получение социальной выплаты в размере 506520 рублей, и открыт лицевой счет в банке для перечисления денежных средств, что подтверждается договором с банком от 16.11.2009 года.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
Каких-либо иных требований к приобретаемому молодой семьей жилому помещению Правила не содержат.
Из копии договора купли-продажи жилого дома от 23.06.2010 года, свидетельств о государственной регистрации права от 28.06.2010 года, следует, что 23 июня 2010 года Климовы по договору купли-продажи приобрели в собственность за 600000 рублей жилой дом по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> и зарегистрировали на него право общей долевой собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Климовы приобрели жилое помещение в соответствии с требованиями закона, поскольку приобретенный ими жилой дом находится на территории субъекта Российской Федерации – Тульской области, соответствует санитарным и техническим требованиям, а также является благоустроенным жилым помещением.
Из пояснений заявителей следует, что после оформления всех необходимых документов на приобретенное жилое помещение, они обратились в администрацию МО Чернский район с просьбой о перечислении на их банковский лицевой счет полагавшейся им социальной выплаты в размере 506520 рублей.
Однако, 13 июля 2010 года администрация МО Чернский район отказала им в перечислении денежных средств, мотивируя тем, что у «Продавца» жилого дома по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, отсутствует в собственности второе жилье, необходимое для её проживания, а приобретенное молодой семьей жилое помещение должно быть свободным от зарегистрированных лиц.
18 августа 2010 года, то есть в установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок, Климовы обратились в суд за защитой своих прав с заявлением об оспаривании указанного решения администрации МО Чернский район Тульской области.
В судебном заседании представитель администрация МО Чернский район по доверенности Никоноренкова Ю.Н. пояснила, что каких-либо документов, подтверждающих наличие или отсутствие у продавца Л другого жилого помещения, в администрации МО Чернский район не имеется. При этом Никоноренкова Ю.Н. не смогла пояснить, почему в письменном отказе администрации имеется ссылка на данные обстоятельства.
Также, заявители Климов М.В. и Климова И.И. предоставили в суд справку администрации МО Липицкое Чернского района о том, что на регистрационном учете в жилом доме по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, никто не состоит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права Климова М.В. и Климовой И.И. на получение социальной выплаты для приобретения жилья были нарушены, поскольку законодательство не связывает приобретение молодой семьей жилого помещения с наличием или отсутствием жилого помещения у продавца при оформлении купли-продажи.
Принимая во внимание, что решение администрации МО Чернский район Тульской области об отказе в перечислении социальной выплаты в размере 506520 рублей принято с нарушением требований закона и не мотивировано, суд приходит к выводу о том, что заявление Климова М.В. и Климовой И.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление Климова М.В. и Климовой И.И. удовлетворить.
Признать решение администрации муниципального образования Чернский район Тульской области об отказе в перечислении денежных средств в виде социальной выплаты в размере 506520 рублей, предусмотренной подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, незаконным.
Обязать администрацию МО Чернский район Тульской области устранить нарушение прав Климова М.В. и Климовой И.И. на получение социальной выплаты в предусмотренном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: / подпись / О.Ю.Митин
= Копия верна =
Судья: О.Ю.Митин