РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2010 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Митина О.Ю.,
при секретаре Подчуфаровой В.А.,
с участием истицы Новиковой Л.В., представителей ответчиков Никоноренковой Ю.Н. и Лилейкиной И.А., представителя третьего лица Ковтун Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-594/10 по иску Новиковой Лидии Васильевны к администрации МО Чернский район Тульской области и государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, возложении обязанности провести перерасчет размера доплаты и взыскании задолженности по доплате к пенсии,
у с т а н о в и л :
Новикова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области и государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, возложении обязанности провести перерасчет размера доплаты и взыскании задолженности по доплате к пенсии, мотивируя исковые требования тем, что в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 21.12.2001 года № 12-566 с изменениями, внесенными постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 29.12.2001 года № 12-598, с 3 января 2002 года ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости, в соответствии с Законом Тульской области от 04.07.2001 года № 248-ЗТО, как бывшему председателю районной плановой комиссии Чернского районного Совета депутатов трудящихся Тульской области. На момент назначения доплаты к пенсии она не работала на муниципальной службе. Данную доплату она получала до 24 мая 2003 года. С 25 мая 2003 года выплата доплаты к пенсии ей, как и всем другим пенсионерам, получающим доплаты, была временно приостановлена на основании решения Собрания представителей муниципального образования «Чернский район» от 05.05.2003 года № 18-80 «О доплатах к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и муниципальным служащим МО «Чернский район» в связи с отсутствием денег в бюджете района. Она неоднократно обращалась к главе муниципального образования Чернский район Тульской области и в Чернский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области о возобновлении ей выплат доплаты к государственной пенсии. Однако, в возобновлении выплат ей было отказано. Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 08.09.2009 года с администрации МО Чернский район Тульской области в её пользу была взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 25.05.2003 года по 30.06.2009 года в сумме 421819 рублей 38 копеек, а также убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств, в сумме 241939 рублей 41 копейка. Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 14.05.2010 года с администрации МО Чернский район Тульской области в её пользу была взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 01.07.2009 года по 31.03.2010 года в сумме 26496 рублей 17 копеек, а также убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств, в сумме 767 рублей 17 копеек. После этого она в очередной раз обратилась к главе администрации МО Чернский район о возобновлении ей доплаты к государственной пенсии, но также получила отказ. Считает, что на период приостановления выплат доплаты к пенсии, она не лишалась права на получение доплаты. Также считает, что при каждом увеличении размера денежного вознаграждения приравненной ей должности заместителя главы администрации МО Чернский район, должен производиться перерасчет размера доплаты к пенсии. В связи с тем, что в период с 2003 года по настоящее время размер денежного вознаграждения приравненной ей должности заместителя главы администрации МО Чернский район неоднократно увеличивался, то ответчик обязан провести перерасчет выплаченной ей ранее задолженности по доплате к пенсии в соответствии с данными увеличениями. Просит суд признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет размера доплаты к пенсии и своевременно выплачивать указанную доплату.
В судебном заседании истец Новикова Л.В. изменила заявленные исковые требования и просила суд по основаниям, указанным в исковом заявлении, признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, обязать администрацию МО Чернский район произвести перерасчет размера доплаты к пенсии и взыскать с администрации МО Чернский район в её пользу, образовавшуюся в результате перерасчета, задолженность по доплате к пенсии за период с 25.05.2003 г. по 31.10.2010 г. в сумме 529560 рублей 62 копейки.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Чернский район Тульской области по доверенности Никоноренкова Ю.Н. иск не признала в полном объеме, как необоснованный. Пояснила, что Новикова Л.В. не имеет права на получение доплаты к государственной пенсии в соответствии с Законом Тульской области № 1092-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Тульской области в составе Союза ССР и РСФСР», так как она не занимала должностей в органах государственной власти и управления Тульской области, перечисленных в данном законе, а правовые акты Президента РФ, Губернатора Тульской области, законы Тульской области, определяющие порядок назначения и выплат доплат, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер. Также, постановления главы администрации МО Чернский район, в которых был установлен порядок выплат и расчета доплаты к пенсии, в настоящее время отменены. Кроме того, Собрание представителей МО Чернский район каких-либо решений об индексации размера доплаты к пенсии за указанный в иске период не принимало.
Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» по доверенности Лилейкина И.А. иск не признала, представив доводы, аналогичные доводам представителя администрации МО Чернский район, и просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - финансового управления администрации муниципального образования Чернский район Тульской области по доверенности Ковтун Т.В. иск не признала, сославшись на то, что в бюджете района не предусмотрены денежные средства, предназначенные для доплат к государственной пенсии.
Представитель третьего лица - Собрания представителей муниципального образования Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство главы муниципального образования о рассмотрении дела без участия их представителя.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно п.п. «ж», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
До 1 января 2002года федеральным государственным служащим назначалась ежемесячная доплата к государственной пенсии согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995года N854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих". Этим же Указом Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось устанавливать доплаты к государственным пенсиям за счет собственных средств.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится законодательство о муниципальной службе.
Ежемесячные доплаты к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих были установлены Законом Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» и Законом Тульской области от 04.07.2001 года № 248-ЗТО «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Тульской области в составе Союза ССР и РСФСР».
Согласно ст.1 ранее действовавшего Закона Тульской области № 248-ЗТО, настоящий Закон распространялся на лиц, замещавших на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления области в составе Союза ССР и РСФСР согласно перечню.
Таким образом, приведенные правовые нормы федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Тульской области, устанавливали порядок и условия назначения доплат к пенсиям лицам, занимавшим должности федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации согласно перечню, и не регулировали назначение доплат к пенсии лицам, занимавшим должности в органах власти районного уровня, а лишь рекомендовали назначать указанные выплаты.
Из объяснений сторон, письменных материалов дела, судом установлено:
Постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 21.12.2001 года № 12-566 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В.» (в редакции постановления от 29.12.2001 г. № 12-593) Новиковой Л.В. была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости с 3 января 2002 года в соответствии с Законом Тульской области № 248-ЗТО, как бывшему председателю районной плановой комиссии Чернского райисполкома. Данную доплату Новикова Л.В. получала до 24 мая 2003 года.
Решением Собрания представителей МО Чернский район от 05.05.2003 года № 18-80 выплата доплаты была приостановлена с 25.05.2003 года, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района на указанные доплаты, то есть приостановление носило временный характер, не лишающий истца права на получение указанной доплаты к пенсии.
Постановлением главы муниципального образования Чернский район Тульской области от 29.01.2009 года № 1-41 «О признании утратившим силу постановления главы администрации МО «Чернский район» от 21.12.2001 года № 12-566 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В.» и постановления главы МО «Чернский район» от 29.12.2001 года № 12-598 «О внесении изменений и дополнений в постановление от 21.12.2001 года № 12-566 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В.» Новиковой Л.В. была отменена доплата к пенсии с 01.04.2003 года.
Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 14.05.2010 года, постановление главы муниципального образования Чернский район Тульской области от 29.01.2009 года № 1-41 признано недействующим и не порождающим правовых последствий со дня издания в связи с приданием указанному постановлению обратной силы.
Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 08.09.2009 года, с администрации МО Чернский район Тульской области в пользу Новиковой Л.В. была взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 25.05.2003 года по 30.06.2009 года, а также убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период.
Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 14.05.2010 года, постановление главы муниципального образования Чернский район Тульской области от 29.01.2009 года № 1-41 признано недействующим и не порождающим правовых последствий со дня издания в связи с приданием указанному постановлению обратной силы, а с администрации МО Чернский район Тульской области в пользу Новиковой Л.В. была взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, а также убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие постановления главы муниципального образования об установлении Новиковой Л.В. ежемесячной доплаты к пенсии, которое в настоящее время является действующим, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, а исковые требования Новиковой Л.В. в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Данный вывод подтверждается также вступившими в законную силу решениями Чернского районного суда Тульской области от 08.09.2009 г. и от 14.05.2010 г., согласно которым с администрации МО Чернский район Тульской области в пользу Новиковой Л.В. были взысканы задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии соответственно за периоды - с 25.05.2003 г. по 30.06.2009 г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств в указанные периоды.
Также, Новиковой Л.В. заявлено требование обязать администрацию МО Чернский район произвести перерасчет размера доплаты к пенсии и взыскать с администрации МО Чернский район в её пользу, образовавшуюся в результате перерасчета задолженность по доплате к пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 529560 рублей 62 копейки.
Учитывая правовую природу ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим, отраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999года N189-O, предоставляемые за счет средств бюджетов муниципальных образований доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования и законодательного регулирования субъекта Российской Федерации законодательный орган местного самоуправления вправе самостоятельно вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств муниципального образования доплат к устанавливаемым государством пенсиям.
Постановлением главы МО «Чернский район» от 27.09.2001 г. № 9-425 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти» (в редакции постановления от 29.12.2001 г. № 12-593) был утвержден перечень должностей в исполнительных органах местных Советов народных депутатов Чернского района, имеющих право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии. Должность председателя районной плановой комиссии, которую ранее занимала Новикова Л.В., была включена в указанный перечень.
Кроме того, данным постановлением был введен порядок установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии и её размер, который зависел от длительности замещения лицом должности, предусмотренной перечнем должностей в исполнительных органах местных Советов народных депутатов Чернского района, и определялся в процентном отношении от ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности муниципального служащего. Применительно к доплате Новиковой Л.В. – от должности заместителя главы администрации муниципального образования «Чернский район».
Каких-либо предписаний о перерасчете в дальнейшем размера назначенной лицу доплаты к государственной пенсии, данный правовой акт законодательного органа МО Чернский район не содержал.
Более того, постановлением главы МО «Чернский район» от 01.04.2003 г. № 4-176 были отменены: постановление главы МО «Чернский район» от 27.09.2001 г. № 9-425 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти» и постановление главы МО «Чернский район» от 29.12.2001 г. № 12-593 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы МО «Чернский район» от 27.09.2001 г. № 9-425 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти».
Из объяснений представителя ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района», письменных документов, в том числе личного дела № 020775 получателя доплаты к пенсии Новиковой Л.В. судом установлено, что в период с 2002 года по 2010 год в орган социальной защиты населения района, на который возложена обязанность осуществлять выплаты доплат к пенсии, из МО Чернский район не поступало документов о перерасчете размера доплаты к пенсии в связи с увеличением в централизованном порядке денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности.
Из письма главы МО Чернский район от 22.10.2010 г. следует, что за период с 27.09.2001 года по настоящее время законодательный орган муниципального образования не принимал решений об индексации (перерасчете) размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти.
Таким образом, судом установлено, что законодательный орган МО Чернский район определил условия и порядок установления доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти, и не принимал решений об индексации (перерасчете) размера доплаты к пенсии, назначенной лицу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Новиковой Л.В. обязать администрацию МО Чернский район произвести перерасчет размера доплаты к пенсии и взыскать с администрации МО Чернский район в её пользу, образовавшуюся в результате перерасчета задолженность по доплате к пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 529560 рублей 62 копейки, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы истца Новиковой Л.В. о том, что размер назначенной ей доплаты к государственной пенсии должен быть увеличен в связи с тем, что размер денежного содержания заместителя главы администрации МО Чернский район за период с 2002 года по настоящее время неоднократно увеличивался, суд считает несостоятельными, поскольку правовые акты законодательного органа МО Чернский район, устанавливающие порядок назначения и размер доплаты к пенсии, не содержат условий перерасчета назначенной лицу доплаты к пенсии.
При этом суд учитывает следующее.
В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В этой связи суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов законодательной власти и возлагать на них обязанность по принятию, дополнению или изменению нормативных правовых актов, в том числе связанных с установлением социальных гарантий гражданам.
Законодательный орган муниципального образования вправе самостоятельно вводить порядок назначения и выплаты доплат к пенсии, так как федеральное законодательство и законодательство субъекта российской Федерации – Тульской области, не содержит каких-либо властных предписаний по данному вопросу, а лишь рекомендует органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.
Поэтому каждый орган местного самоуправления вправе установить социальные гарантии, включая ежемесячные дополнительные выплаты к пенсии, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти, с учетом своих финансовых возможностей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
иск Новиковой Л.В. удовлетворить частично.
Признать за Новиковой Лидией Васильевной право на получение доплаты к государственной пенсии, назначенной ей постановлением главы муниципального образования Чернский район Тульской области.
В остальной части в удовлетворении иска Новиковой Л.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: / подпись / О.Ю.Митин
= Копия верна =
Судья: О.Ю.Митин