РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2010 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Митина О.Ю.,
при секретаре Подчуфаровой В.А.,
с участием истца Соловьевой Л.И. и представителя ответчика Никоноренковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-701/10 по иску Соловьевой Любови Ивановны к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии и убытков, причиненных неисполнением денежных обязательств,
у с т а н о в и л :
Соловьева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии и убытков, причиненных неисполнением денежных обязательств, мотивируя исковые требования тем, что в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 03.04.2002 года № 4-190 со 2 апреля 2002 года ей была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, как бывшему муниципальному служащему. Выплаты производились до 24.05.2003 года.
Решением Собрания представителей муниципального образования «Чернский район» от 05.05.2003 года № 18-80 «О доплатах к государственным пенсиям лицам, замещающим должности в органах государственной власти и муниципальным служащим муниципального образования «Чернский район» доплата к государственным пенсиям была временно приостановлена.
Доплата к пенсии бывшим муниципальным служащим производилась в районе с 1998 года по момент приостановления, то есть по 24.05.2003 года, и не являлась новым видом расходов бюджета.
Решением Собрания представителей муниципального образования Чернский район и постановлением главы администрации муниципального образования Чернский район от 31.01.2006 года № 1-33 с 01.01.2006 года возобновлены выплаты ежемесячной доплаты за выслугу лет муниципальным служащим в Чернском районе, а фактически их стали выплачивать с 14 августа 2005 года.
Таким образом, доплаты к пенсии не производились с 25.05.2003 года по 14.08.2005 года.
Учитывая, что производство доплат было не отменено, а приостановлено и в настоящее время возобновлено, ей должна быть выплачена задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с 25.05.2003 года по 14.08.2005 года в сумме <данные изъяты>.
Так же считает, что имеет право на сохранение покупательной способности денежных сумм в виде доплаты к пенсии, своевременно ей не выплаченных. В связи с несвоевременной выплатой доплаты к пенсии ей были причинены убытки в сумме <данные изъяты> с учетом индексов потребительских цен, характеризующих уровень инфляции в Тульской области, которые обязана возместить администрация МО Чернский район Тульской области.
Просит суд взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в её пользу задолженность по ежемесячной доплате к трудовой пенсии за период с 25.05.2003 года по 14.08.2005 года в сумме <данные изъяты>, убытки, причиненные неисполнением денежных обязательств по ежемесячной доплате к трудовой пенсии за период с 25.05.2003 г. по 01.10.2010 г. в сумме <данные изъяты>, а также уплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Соловьева Л.И. согласилась с расчетом задолженности по доплате к пенсии, предоставленным государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района», изменила исковые требования и просила суд взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в её пользу задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с 25.05.2003 года по 13.08.2005 года в сумме <данные изъяты> копеек, убытки, причиненные неисполнением денежных обязательств по ежемесячной доплате к трудовой пенсии за период с 25.05.2003 г. по 01.10.2010 г. в сумме <данные изъяты>, а также уплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что после приостановления выплаты доплаты к пенсии в 2003 году, все пенсионеры, получавшие доплаты, в том числе и она, неоднократно обращались в администрацию МО Чернский район по поводу возобновления выплат. В администрации МО Чернский район им сообщили, что выплаты приостановлены временно в связи с отсутствием денежных средств в бюджете, при изыскании дополнительных денежных средств выплаты будут продолжены. О возобновлении выплат с 14 августа 2005 года она узнала от других пенсионеров. Каких-либо заявлений о повторном назначении ей доплаты к пенсии, либо о назначении ей пенсии за выслугу лет, в администрацию МО Чернский район или в отдел социальной защиты она не писала. Выплату доплаты к пенсии ей возобновили по имевшимся ранее документам. Считает, что имеет право на доплаты к пенсии за указанный период, так как этого права её никто не лишал.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Чернский район Тульской области по доверенности Никоноренкова Ю.В. иск не признала и пояснила, что правовые акты, на основании которых истице была назначена доплата к пенсии, а именно: Закон Тульской области № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» и Постановление Губернатора Тульской области № 146 «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области», утратили силу в связи с принятием Законов Тульской области № 609-ЗТО и № 610-ЗТО в 2005 году, поэтому истица утратила право на дальнейшие выплаты доплаты к пенсии.
Представитель третьего лица – финансового управления администрации муниципального образования Чернский район в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство начальника управления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений против исковых требований не имеет.
Представитель третьего лица – государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство директора учреждения о рассмотрении дела без их участия. Предоставили в суд расчет задолженности по доплате к пенсии Соловьевой Л.И..
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. «ж», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится законодательство о муниципальной службе.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Тульской области от 02.02.1998 года № 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) на муниципального служащего и должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами области.
Часть 2 ст.17 указанного Закона (в редакции Закона Тульской области от 15.12.1998 года № 105-ЗТО) определяет, что муниципальный служащий имеет право на получение государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами, и ежемесячной доплаты к ней за счет средств местного бюджета, устанавливаемой в соответствии с законом области.
Согласно ст.1 Закона Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области», действовавшего на момент назначения доплаты к пенсии Соловьевой Л.И., настоящий Закон распространяется на лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей Тульской области, имеющих право на государственную пенсию по старости, назначенную на основании Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также имеющих право на государственную пенсию по инвалидности, полученной в результате исполнения должностных обязанностей по государственной службе.
Часть 2 указанного Закона определяет, что ежемесячная доплата устанавливается к государственным пенсиям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, высвобождаемых в связи с прекращением полномочий, увольнением с государственной службы в случае ликвидации или реорганизации органов государственной власти, сокращением численности аппарата органов государственной власти, увольнением по соглашению сторон и с выходом на государственную пенсию.
В Постановлении Губернатора Тульской области от 07.04.1998 года № 146 «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных в городе, поселковых и сельских администраций области», действовавшего на момент назначения доплаты к пенсии Соловьевой Л.И., указано:
Пункт 1 – «Рекомендовать муниципальным образованиям установить ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", служащим и должностным лицам городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области, состоявшим в трудовых отношениях с органами местного самоуправления области на день проведения первых муниципальных выборов в Тульской области (23 ноября 1997 года) и позднее».
Пункт 2 – «Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается по аналогии с Законом Тульской области № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области».
Пункт 4 – «Решение об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии принимается главой муниципального образования. Определение размера ежемесячных доплат к государственным пенсиям производится комитетами (управлениями) социальной защиты населения муниципального образования. Выплата доплаты к государственной пенсии производится органом социальной защиты населения по месту получения государственной пенсии в соответствии с графиком выплаты пенсий».
Пункт 7 – «Расходы на ежемесячные доплаты к государственным пенсиям производятся за счет средств местного бюджета муниципального образования, установившего доплату».
Из объяснений истца, письменных материалов дела, судом установлено:
Постановлением Главы администрации муниципального образования «Чернский район» от 03.04.2002 года № 4-190 Соловьевой Л.И. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости со 2 апреля 2002 года. Данную доплату Соловьева Л.И. получала до 24.05.2003 года, что подтверждается справкой государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» от 12.11.2010 года № 2343.
Решением Собрания представителей Чернского района от 05.05.2003 года № 18-80 данная доплата была приостановлена на определенный период, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района на указанные доплаты. Данное Решение Собрания представителей являлось предметом судебной проверки. Решением Чернского районного суда от 10.09.2003 года, подтвержденным кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 25.11.2003 года, оно признано законным и принятым в пределах компетенции Собрания представителей. При этом суд учитывает, что доплата к пенсии Соловьевой Л.И. отменена не была, несмотря на имеющиеся полномочия на это Собрания представителей, а была приостановлена, то есть носила временный характер, не лишающий истца права на получение указанной доплаты к пенсии. Данные обстоятельства подтверждает письмо главы администрации МО Чернский район от 27.10.2010 года № 4058.
25 июля 2005 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области».
В соответствии с пунктом 1 ст. 2 данного Закона право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счёт средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно). Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица имеют право на доплату к пенсии, если освобождение от замещаемой государственной должности имело место не ранее 16 августа 1995 года, а освобождение от замещаемой муниципальной должности имело место не ранее 23 ноября 1997 года. Доплата к пенсии назначается к трудовой пенсии на основании оформленного заявления лица, имеющего право на доплату к пенсии, решением органа местного самоуправления, в котором заявитель замещал государственную (муниципальную) должность.
Финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, производится за счёт средств местных бюджетов.
Согласно ст.9 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области», лицам, которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена до вступления в силу настоящего Закона, доплата к пенсии пересчитывается по нормам, предусмотренным статьей 4 настоящего Закона. Размер доплаты к пенсии пересчитывается органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом в трехмесячный срок по имеющимся документам.
Решением Собрания представителей муниципального образования Чернский район от 21.01.2006 года № 5-23 «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Чернском районе» утверждено Положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Чернском районе. Согласно пункта 9.1 данного Положения, лицам, которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена до вступления в силу настоящего Положения, доплата к пенсии пересчитывается по нормам, предусмотренным п.4 настоящего Положения. Размер доплаты к пенсии пересчитывается отделом социальной защиты населения Чернского района в трехмесячный срок по имеющимся документам.
Решением Собрания представителей муниципального образования Чернский район от 21.01.2006 года № 5-26 «О возобновлении выплаты ежемесячной доплаты за выслугу лет муниципальным служащим в Чернском районе», Постановлением Главы администрации муниципального образования Чернский район от 31.01.2006 года № 1-32 «О возобновлении выплаты ежемесячной доплаты за выслугу лет муниципальным служащим в Чернском районе» выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Соловьевой Л.И. возобновлена с 01.01.2006 года. Возобновление выплаты подтверждается пояснениями истца Соловьевой Л.И., справкой государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» от 12.11.2010 года № 2343, о том, что выплата Соловьевой Л.И. фактически возобновлена с 14 августа 2005 года.
Из пояснений истца Соловьевой Л.И. следует, что вопрос о повторном назначении ей доплат к пенсии, в связи с принятием Закона Тульской области № 609-ЗТО от 25.07.2005 года, либо назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Тульской области № 610-ЗТО от 25.07.2005 года, Собранием представителей МО Чернский район не рассматривался, каких-либо заявлений по данному вопросу она не писала. Выплаты ей были продолжены с 14 августа 2005 года на основании учетных документов, имеющихся в муниципальном образовании, и поданных ею при назначении доплаты к пенсии в 2002 году.
Таким образом, доплата к пенсии истцу Соловьевой Л.И. была возобновлена, а не назначена повторно, что и предусмотрено ст.9 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области», а также пунктом 9.1 Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Чернском районе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что приостанавливая выплаты доплат к трудовой пенсии истцу без соответствующего возмещения, Собрание представителей МО Чернский район Тульской области нарушило положения закона о равенстве пенсионных прав государственных и муниципальных служащих и существенно ограничило конституционное право Соловьевой Л.И. на пенсионное обеспечение.
Судом также установлено, что постановление главы администрации муниципального образования «Чернский район» от 03.04.2002 года № 4-190 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии Соловьевой Л.И. в соответствии с Законом Тульской области» принято в соответствии с пунктом 4 Постановления Губернатора Тульской области от 07.04.1998 года № 146 «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных в городе, поселковых и сельских администраций области», надлежащим лицом – главой администрации муниципального образования «Чернский район» Волковым В.Д., который одновременно совмещал должность главы муниципального образования «Чернский район». Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное постановление является законным и принятым в пределах полномочий должностного лица. На момент рассмотрения дела в суде данное решение не оспаривалось и отменено не было.
С учетом установленных обстоятельств и, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд считает, что выплата доплат к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и муниципальным служащим МО Чернский район была приостановлена на определенный период из-за отсутствия денежных средств в бюджете района и не прекращена, после чего возобновлена, из чего следует, что истец Соловьева Л.И. на период приостановления выплат не лишалась права на получение указанных доплат к пенсии, и имеются правовые основания для удовлетворения иска.
Суд также исследовал расчеты задолженности по выплате доплаты к пенсии, представленные истцом и государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района». Истец Соловьева Л.И. согласилась с расчетом задолженности, представленным третьим лицом. Суд принимает расчеты задолженности истца и третьего лица, поскольку они являются идентичными и арифметически верными.
На основании изложенного, суд полагает, что требования истца в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истец так же просит взыскать с ответчика убытки, причинённые неисполнением денежных обязательств.
В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании ч.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В отношении размера подлежащих возмещению убытков действует общий принцип, заключающийся в необходимости их полной компенсации. Это означает, что подлежат возмещению все причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства убытки, независимо от характера вины или имущественного положения причинителя.
В судебном заседании установлено, что Соловьева Л.И. со 2 апреля 2002 года является получателем доплаты к трудовой пенсии на основании постановления главы муниципального образования «Чернский район» от 03.04.2002 года № 4-190 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии Соловьевой Л.И. в соответствии с Законом Тульской области».
Задолженность администрации МО Чернский район Тульской области перед Соловьевой Л.И. по доплате к трудовой пенсии за период с 25 мая 2003 года по 13 августа 2005 года составляет <данные изъяты>.
На момент рассмотрения дела в суде указанная задолженность Соловьевой Л.И. не выплачена.
Таким образом, судом установлено, что обязательства по выплате Соловьевой Л.И. доплаты к трудовой пенсии администрацией МО Чернский район не исполнены.
Суд полагает, что в связи с ростом потребительских цен, покупательная способность подлежащей выплате денежной суммы значительно снизилась, в результате чего Соловьевой Л.И. были понесены убытки, связанные с невыплатой указанных сумм. Неисполнение администрацией МО Чернский район Тульской области обязательства по выплате доплаты к трудовой пенсии Соловьевой Л.И. в сумме <данные изъяты>, является основанием для взыскания с ответчика убытков с учётом индексов потребительских цен по Тульской области.
Как видно из справки-расчёта государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» № 2343 от 12 ноября 2010 года, размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с 25 мая 2003 года по 13 августа 2005 года Соловьевой Л.И. составляет: <данные изъяты>
Суд считает, что данная доплата подлежит индексации с учётом индексов потребительских цен по Тульской области, характеризующих уровень инфляции в месте проживания истца, за период с июня 2003 года по октябрь 2010 года, исходя из заявленных требований истца, то есть, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором были приостановлены выплаты доплаты к пенсии, до октября 2010 года, то есть до месяца, следующего за полным месяцем, который указан в исковом заявлении.
Суд соглашается с уточненным расчетом убытков, который представила истец Соловьева Л.И. 15.11.2010 г., поскольку он является арифметически правильным и при его составлении были использованы надлежащие индексы потребительских цен по Тульской области, с июня 2003 года – 1,005 по октябрь 2010 года – 1,005.
Согласно индексов потребительских цен по Тульской области за 2003 – 2010 годы проиндексированный размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Соловьевой Л.И. на октябрь 2010 года составляет <данные изъяты>, а Соловьевой Л.И. надлежит выплатить убытки в сумме <данные изъяты>).
Истец Соловьева Л.И. также просит взыскать с администрации МО Чернский район в её пользу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 4628 рублей.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Суд считает, что судебные расходы, понесенные Соловьевой Л.И. по делу, подлежат взысканию в её пользу, так как они подтверждаются квитанцией об уплате государственной пошлины от 01.11.2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Соловьевой Л.И. удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в пользу Соловьевой Любови Ивановны задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с 25.05.2003 года по 13.08.2005 года в размере <данные изъяты> убытки, причинённые неисполнением денежных обязательств за период с 25.05.2003 г. по 01.10.2010 г., в сумме <данные изъяты> и судебные издержки в виде уплаченной истцом государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: / подпись / О.Ю.Митин
= Копия верна =
Судья: О.Ю.Митин