РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2011 года п. Чернь
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при секретаре Шадыкиной Н.А.,
с участием истца Алчина Ф.С.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области Сухорукова В.В.,
представителей ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» Рахмановой Е.А. и Герасимовой Н.В.,
представителя третьего лица Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Гришиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-235/11 по иску Алчина Федора Семеновича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологические выплаты), как неработающему пенсионеру,
установил:
Алчин Ф.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологические выплаты), как неработающему пенсионеру, мотивируя исковые требования тем, что он в настоящее время является пенсионером по старости и ежемесячно получает пенсию. В связи с тем, что истец проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом и является неработающим пенсионером, ежемесячно в состав его пенсии, на основании Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чсрнобыльской АЭС», включалась экологическая выплата. В ДД.ММ.ГГГГ Алчин Ф.С. взял на воспитание двух малолетних детей, оставшихся без попечения родителей: Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству с истцом были заключены Договоры о приемной семье N 92-ЧА и N 93-ЧА от25.03.2010 года, согласно которым орган опеки и попечительства передает, а истец принимает на воспитание в приемную семью Б и В. В феврале 2011 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, ежемесячную денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц был рассмотрен вопрос об удержании с Алчина Ф.С. переполученной экологической выплаты, так как в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» - пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. В Управлении Пенсионного фонда РФ в Чернском районе Тульской области посчитали, что Алчин Ф.С. обязан был безотлагательно известить УПФ РФ в Чернском районе о том, что по Договорам о приемной семье взял на воспитание двух несовершеннолетних детей, за, что ему ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание приемных детей, приравняли его к работающему человеку, что повлекло за собой, прекращение экологической выплаты истцу и привело к изменению размера его пенсии. 14.02.2011 года Комиссия УПФ РФ в Чернском районе приняла решение взыскать с истца переполученную экологическую выплату в сумме 1333 рубля 93 копейки, образовавшуюся за период с 01.04.2010 года по28.02.2011 года путем удержаний по 20% из пенсии Алчина Ф.С., начиная с 01.03.2011 года.
Просил признать за Алчиным Федором Семеновичем право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области возобновить выплату ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру прекращенную с 01.02.2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чернском районе Тульской области в пользу Алчина Федора Семеновича удержанную с 01.03.2011 года ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии (экологическую выплату) за период с 01.04.2010 года по 28.02.2011 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 ГПК РФ определением суда от 28 марта 2011 года в качестве соответчика по данному делу было привлечено Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района».
Согласно ст. 43 ГПК РФ определением суда от 20 апреля 2011 года в качестве третьего лица по данному делу был привлечен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В судебном заседании истец Алчин Ф.С. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чернском районе Тульской области по доверенности Сухоруков В.В., исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 19 Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» неработающим пенсионерам и инвалидам, детям инвалидам при условии постоянного проживания до 2декабря 1995года в зоне с льготным социально-экономическим статусом, гарантируются ежемесячные денежные выплаты в повышенном размере пенсий и пособий. 9.02.2001 года Алчин Фёдор Семёнович 04.12.1953 года рождения, обратился в орган социальной защиты Чернского района с заявлением о назначении пенсии по инвалидности. Распоряжением Управления социальной защиты по Чернскому району от 21.02.2001 года Алчину Ф.С. была назначена пенсия по инвалидности. Указом Президента от 27 сентября 2000 г. N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, полномочия по выплате государственных пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. В связи с чем, департаментом социальной защиты населения в срок до 01.12.2001 года были переданы от комитетов, управлений социальной защиты населения полномочия по назначению и выплате государственных пенсий в Пенсионный фонд РФ. 16.12.2005 года в УПФР в Чернском районе Тульской области с заявлением обратился Алчин Ф.С. о перечислении пенсии через отделение сбербанка на расчетный счет и представил пакет документов копию паспорта, копию страхового свидетельства, копию трудовой книжки где Алчин Ф.С. значился уволенным с 14.12.2005 года с СПК <данные изъяты>. Распоряжением УПФР в Чернском районе Тульской области от 18.12.2005 года Алчину Ф.С. с 01.01.2006 года была установлена ежемесячная денежная выплата в повышенном размере к пенсии по инвалидности, как неработающему пенсионеру проживающему в зоне с льготно социально-экономическим статусом. 23.10.2007 года в УПФР в Чернском районе Тульской области поступили сведения о том, что Алчин Ф.С. в период с 01.06.2006 года по 31.08.2006 года; с 01.05.2007 года по 31.08.2007 года осуществлял трудовую деятельность. Установленная обязанность об информировании органа социального обеспечения сведениями, влияющими на размер пенсии Алчиным Ф.С. была не исполнена. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 26 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях», органы, осуществляющие пенсионное обеспечение на основании своего решения в праве осуществлять удержания из трудовой пенсии, излишне выплаченных пенсионеру сумм. 23.10.2007 года протоколом заседания Комиссии по назначению пенсий Государственного учреждения – УПФР по Чернскому району была выявлена переплата экологической выплаты к пенсии Алчину Ф.С. за период с 01.06.2006 года по 31.08.2006 года; с 01.05.2007 года по 31.08.2007 года в связи с несвоевременным сообщением пенсионером о поступлении на работу и обращена к удержанию из пенсии Алчина Ф.С. При достижении Алчиным Ф.С. 57 летнего возраста, он был приглашен в УПФР в Чернском районе Тульской области для перехода в соответствии в Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с трудовой пенсии по инвалидности на государственную пенсию по старости, данная пенсия была более выгодна для пенсионера. 25.01.2011 года Алчин Ф.С. обратился в УПФР в Чернском районе Тульской области для перехода на государственную пенсию по старости. На приёме специалистом Управления было выяснено, что Алчин Ф.С. является приемным родителем несовершеннолетнего ребенка, на основании заключенного возмездного договора с Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеки и попечительства Тульской области, ежемесячно получая денежное вознаграждение. Для установления сведений о трудовом стаже и заработке застрахованного лица специалистом Управления была запрошена выписка из лицевого счета Алчина Ф.С. из которой следовало, что в период с 25.03.2010 года по 30.06.2010 года, производилась начисление страховых взносов на страховую часть пенсии по категории «наемный работник», Комитетом Тульской области. Данный период с 25.03.2010 года по 30.06.2010 года при переходе Алчиным Ф.С. на государственную пенсию был засчитан в страховой стаж, в соответствии с Федеральным закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», влияющий при назначении (перерасчете) трудовой пенсии. 07.02.2011 года Управлением были истребованы копии договоров от 25.03.2010 года № 92-ЧА; от 25.03.2010 №93-ЧА о передаче на воспитание несовершеннолетних Борисова А.С., Борисова В.С. в приемную семью Алчина Ф.С., распоряжение Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25.03.2010 года № 22/28-р о создании семьи и передаче на воспитание несовершеннолетнего Борисова А.С., распоряжение Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25.03.2010 года № 22/29-р о создании семьи и передаче на воспитание несовершеннолетнего В В соответствии п. 4 ст. 23 и п. 2 ст. 25 ФЗ №173 от 17.12.2001 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. Установленная обязанность по безотлагательному представлению в УПФР сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение, прекращение выплаты пенсии, Алчиным Ф.С. была не исполнена, в результате была излишне выплачена ежемесячная денежная сумма в повышенном размере пенсии за период с 01.04.2010 года по 28.02.2011 года в сумме 1333 рублей 93 копейки. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, ежемесячную денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц от 14.02.2011 года № 48 переполученная ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсии (экологическая выплата) в сумме 1333 руб. 93 коп. образовавшаяся за период с 01.04.2010 года по 28.02.2011 была обращена для удержания по 20% ежемесячно из пенсии Алчина Ф.С. При подаче заявления Алчиным Ф.С. было дано обязательство, своевременно сообщать о поступления на работу, увольнении с работы, изменениях о составе семьи и о перемене места жительства в отдел социального обеспечения. В исковом заявление истец ссылается на то, что Управлением Пенсионного фонда было отказано в выплате ежемесячной денежной суммы в повышенном размере пенсии, по причине передаче несовершеннолетних на воспитание в приемную семью на основании договора о приемной семье и получение денежных средств на содержание приемного ребенка в соответствии с Законом Тульской области от 07.10.2009 года №1336-ЗТО «О защите прав ребенка» тем самым выполняя оплачиваемую работу, данный вывод истца является не состоятельным, поскольку при вынесения Распоряжения о прекращении ежемесячной денежной суммы в повышенном размере к пенсии и удержании переполученных сумм, Управлением были приняты во внимание следующие моменты: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в числе прочих правил были утверждены Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации. 25.03.2010 года между Алчиным Ф.С. и Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству заключены договоры года № 92-ЧА, №93-ЧА о передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Б и В Согласно п.п. 2.1.1 п. 2.1 ч. 2 Договора, орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно производить вознаграждение приемному родителю в соответствии с Законом Тульской области от 30.06.2009 года №1297-ЗТО «О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приёмному родителю)». Данное вознаграждение не имеет целевого назначения и используется приемным родителем по своему усмотрению. Распоряжениями Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25.03.2010 года № 22/28-р, № 22/29-р также подтверждается факт назначения приёмному родителю Алчину Ф.С. ежемесячного вознаграждения. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг: направленность данного вида договора выражается в принятии на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, то есть цель договора заключается в оказании всего комплекса воспитательных и иных тесно связанных с ними услуг. В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (приемный родитель) обязуется по заданию заказчика (Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в интересах приемного ребенка) которые осуществляются не разового, а на протяжении длительного периода, а заказчик обязуется ежемесячно оплачивать эти услуги. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, № 1032-1, рассматривает работу по договорам гражданско-правового характера как одну из форм занятости, равнозначную работе по трудовому договору, а занятость определяет как деятельность граждан, связанную с удовлетворением не только личных, но и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации. В соответствии ст. 7 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Ежемесячная оплата труда по договорам о передаче детей на воспитание в приемную семью облагаются единым социальным налогом, формируется база для начисления страховых взносов, следовательно, формируется страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 2 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях»). Таким образом, страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (приемного родителя), за время осуществления ухода за приемными детьми дают право на установление трудовой пенсии. Эта позиция поддержана в письме Министерства образования Российской Федерации «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями» от 29 октября 2001 года, № 1293/28-5. Граждане, являющиеся получателями трудовой пенсии и осуществляющие оплачиваемую деятельность по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, имеют право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по нормам статьи 17 Закона № 173-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 173-ФЗ лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части трудовой пенсии по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. Кроме того, в Определении Конституционного Суда от 21.01.2011 г. № 18-О-О, указано, что граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера (предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе договор о приемной семье), осуществляют деятельность, носящую возмездный характер, она предполагает извлечение дохода, тем самым данная категория лиц не может быть признана безработными. В этой связи опекун и попечитель, заключивший возмездный договор об опеке и попечительстве относится к категории работающих лиц. Учитывая вышеизложенное, УПФР в Чернском районе Тульской области правомерно прекратило выплату ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии Алчину Ф.С. В части исковых требований о возложении судом обязанности на УПФР о выплате удержанной ежемесячной денежной выплате в повышенном размере пенсии невозможно согласиться по следующим причинам. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращения её выплаты. Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 26 указанного закона удержания из трудовой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. При подаче заявления о назначении пенсии, Алчин Ф.С. давал обязательство о своевременном информировании органа социального обеспечения о поступлении на работу, увольнении с работы т.е. обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращения ее выплаты, а также предупрежден об ответственности за неисполнения данного обязательства. Установленная обязанность об информировании о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение, прекращение выплаты пенсии Алчиным Ф.С. была не исполнена. То есть истец не сообщил своевременно в УПФР о том, что 25.03.2010 года заключил договора в соответствии с которым производилась ежемесячная вознаграждение приемному родителю, в результате Алчину Ф.С. необоснованно была выплачена ежемесячная денежная выплаты в повышенном размере пенсии за период с 01.04.2010 года по 28.02.2011 года в размере 1333 рублей 93 копейки. В связи с чем, считает что, решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в УПФР в Чернском районе Тульской области об удержании переполученной ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии по 20% из пенсии Алчина Ф.С. было вынесено в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств по данному случаю. Просил в удовлетворении исковых требований Алчину Ф.С. отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» по доверенности Герасимова Н.В. пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантирована ежемесячная денежная компенсация. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановления Правительства РФ от 22.01.2001 года № 29 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907» одним из документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации за работу на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является справка с места работы с указанием периода работы в зоне радиоактивного загрязнения. Соответственно в трудовой книжке работающего, работодатель делает запись о приеме на работу, с указанием даты и номера приказа. Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 04.11.1992 года № 29 «Об утверждении разъяснений «О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация за работу на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за фактически отработанное время. Ведение учета рабочего времени согласно действующему законодательству установлено только для работников, заключивших с работодателем трудовой договор. Граждане, воспитывающие приемных детей, осуществляют свою деятельность по договору гражданско-правового характера - возмездного оказания услуг «О передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью». За указанную в договоре деятельность приемный родитель получает не заработную плату, а вознаграждение и ежемесячную выплату денежных средств. В соответствии с действующим законодательством, очевидно, что экологическая компенсация за работу истцу в УСЗН не положена.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» по доверенности Рахманова Е.А. поддержала пояснение Герасимовой Н.В. в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Гришина О.Г. поддержала исковые требования Алчина Ф.С. Пояснила, что денежные средства, перечисляемые истцу по Договору от 25.03.2010 года № 92-ЧА о приемной семье и Договору от 25.03.2010 года № 93-ЧА о приемной семье, не являются заработной платой, так как Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству не заключал с Алчиным Ф.С. трудовой договор. Данные выплаты являются вознаграждением приемному родителю за воспитание приемных детей согласно Закону Тульской области от 30.06.2009 года № 1297-ЗТО «О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приемному родителю)». Просила исковые требования Алчина Ф.С. удовлетворить.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Пунктом 8 части 1 статьи 13 вышеназванного Закона определены граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. К ним относятся и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Законодательством в статьях 18 и 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было установлено, что социальная поддержка граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы предусматривает осуществление системы мер, включающих: выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения; получение ежемесячн0й денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года.
Судом установлено, что на основании заявления Алчина Ф.С. о назначении/перерасчете пенсии, распоряжением Управления социальной защиты по Чернскому району от 19.02.2001 года Алчину Ф.С. была назначена пенсия по инвалидности.
Распоряжением УПФР в Чернском районе Тульской области от 18.12.2005 года Алчину Ф.С. с 01.01.2006 года установлена ежемесячная денежная выплата в повышенном размере к пенсии по инвалидности, как неработающему пенсионеру.
При достижении 57-летнего возраста, Алчин Ф.С. обратился с заявлением о назначении пенсии по старости 7 февраля 2011 года.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд, установил, что согласно письму УПФР в Чернском районе Тульской области от 18.03.2011 года № 02-65/0957 истцу прекращена экологическая выплата в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чсрнобыльской АЭС» с 01.02.2011 года в связи с выполнением оплачиваемой работы, а также, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, ежемесячную денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц № 48 от 14 февраля 2011 года с Алчина Ф.С. решено производить удержание переплаты в сумме 1333 рубля 93 копейки по 20% из пенсии истца начиная с 01.03.2011 года. Основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что по сведениям персонифицированного учета, выписки из лицевого счета за первое полугодие 2010 года из которой следовало, что в период с 25.03.2010 года по 30.06.2010 года, производилась начисление страховых взносов на страховую часть пенсии Алчина Ф.С. по категории «наемный работник», Комитетом Тульской области. Таким образом, истец является приемным родителем несовершеннолетних детей, на основании распоряжения Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25.03.2010 года № 22/28-р о создании семьи и передаче на воспитание несовершеннолетнего Б и распоряжения Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25.03.2010 года № 22/29-р о создании семьи и передаче на воспитание несовершеннолетнего В, а также, заключенных с Комитетом Тульской области возмездных договоров от 25.03.2010 года № 92-ЧА; № 93-ЧА о передаче на воспитание несовершеннолетних Б и В в приемную семью. Однако Алчин Ф.С. своевременно не сообщил о приеме на работу, чем нарушил п. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Анализируя данное решение, суд приходит к выводу о том, что доводы, на основании которых ответчик отказал Алчину Ф.С. в экологической выплате в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чсрнобыльской АЭС» и определил взыскать с него переполученную экологическую выплату в сумме 1333 рубля 93 копейки, являются необоснованными по следующим основаниям.
Из представленных материалов пенсионного дела – информации из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, копии распоряжения Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25.03.2010 года № 22/28-р о создании приемной семьи Алчина Ф.С. и передаче на воспитание несовершеннолетнего Б, копии Договора от 25 марта 2010 года № 92-ЧА о приемной семье, копии распоряжения Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 25 марта 2010 года № 22/29-р о создании приемной семьи Алчина Ф.С. и передаче на воспитание несовершеннолетнего В, копии Договора от 25 марта года № 93-ЧА о приемной семье, следует, что Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству 25 марта 2010 года передал Алчину Ф.С. на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей: Борисова А.С., 10 сентября 2006 года рождения и В 17 августа 2007 года рождения. При этом орган опеки и попечительства обязался производить выплату вознаграждения приемному родителю в соответствии с Законом Тульской области от 30.06.2009 года № 1297-ЗТО «О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приемному родителю)». Размер вознаграждения составил 3832 рубля 26 копеек в месяц. В выписке из лицевого счёта застрахованного лица Алчина Ф.С. указаны периоды работы за расчетный период и сумма начисленных страховых взносов наемному работнику.
В силу п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
По смыслу п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года необходимо установить, что требования данного пункта не выполнены вследствие недобросовестных действий пенсионера.
Однако, данных, бесспорно свидетельствующих о наличии вины истца, суду не представлено. Более того, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернском районе Тульской области Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству регулярно предоставлялись сведения персонифицированного учета на истца, в связи с чем, у ответчика имелась возможность и обязанность своевременно проверить предоставленные сведения и принять необходимые меры. Между тем, ответчиком эта обязанность не выполнялась на протяжении 10 месяцев, и лишь спустя 10 месяцев вынесено оспариваемое решение.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, воспитание Алчиным Ф.С. детей, оставшихся без попечения родителей, по своему характеру является не оплачиваемой работой, а социальной деятельностью, имеющей своей целью осуществление защиты прав и интересов ребенка. При этом, истец с Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству трудовых соглашений не заключал.
Вознаграждение, получаемое Алчиным Ф.С. за воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, размером 3832 рубля 26 копеек в месяц, из которых производились отчисления в Пенсионный фонд, по мнению суда, нельзя расценивать как заработную плату, размер которой в силу ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», установлена сумма минимального размера оплаты труда – 4330 рублей.
Порядок отчислений в Пенсионный фонд страховых взносов из вознаграждения истца Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству регулируется ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», согласно которому объектом обложения взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, т.е. взносами облагаются абсолютно все выплаты (за исключением перечисленных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ), которые организации выплачивают всем физическим лицам независимо от того, заключен с ними трудовой или гражданско-правовой договор или нет, так как практически любое физическое лицо является застрахованным.
Оценивая установленные факты в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что прекращение Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернском районе Тульской области экологической выплаты Алчину Ф.С. и взыскание с нее переполученной экологической выплаты в сумме 1333 рубля 93 копейки являются незаконным, а требования истца Алчина Ф.С. о признании за ним права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру, обязании Управления Пенсионного фонда РФ по Чернскому району Тульской области возобновить ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру прекращенную с 01.03.2011 года, взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в Чернском районе Тульской области в пользу Алчина Ф.С. удержанную с 01.03.2011 года ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты) за период с 01.04.2010 года по 28.02.2011 года, являются обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Алчина Федора Семеновича удовлетворить.
Признать за Алчиным Федором Семеновичем право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области возобновить выплату Алчину Федору Семеновичу ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру, прекращенную с 1 апреля 2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области в пользу Алчина Федора Семеновича ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии (экологическую выплату) за период с 1 апреля 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере 1333 рубля 93 копейки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено 9 мая 2011 года.
Председательствующий /подпись/ Е.Р. Духовская
= Копия верна =
Судья Е.Р. Духовская