Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2011 года пос. Чернь Тульской области Чернский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Митина О.Ю., при секретаре Подчуфаровой В.А., с участием истца Афанасьевой Л.В. и представителя ответчика Сухорукова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249/11 по иску Афанасьевой Любови Власовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как не работающему пенсионеру, у с т а н о в и л : Афанасьева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как не работающему пенсионеру, мотивируя свои требования тем, что она является пенсионером по старости и ежемесячно получает пенсию. В связи с тем, что она проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом и является неработающим пенсионером, ежемесячно в состав ее пенсии, на основании Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чсрнобыльской АЭС», включалась ежемесячная денежная выплата. В марте 2008 года она взяла на воспитание малолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей: Л, 17.12.1996 года рождения. Постановлением главы администрации МО Чернский район Тульской области от 28.03.2008 года № 3-141 Л была передана в её приемную семью, и 03.04.2008 года с ней заключили договор № 66 о передаче несовершеннолетней в приемную семью. В ноябре 2010 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, ежемесячную денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц был рассмотрен вопрос об удержании с неё переполученной ЕДВ, так как в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» - пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. В Управлении Пенсионного фонда РФ в Чернском районе Тульской области посчитали, что она была обязана безотлагательно известить УПФ РФ в Чернском районе о том, что по договору о приемной семье взяла на воспитание несовершеннолетнего ребенка, то есть выполняет оплачиваемую работу, за что ей ежемесячно выплачиваются денежные средства. 13.11.2010 года комиссия УПФ РФ в Чернском районе приняла решение взыскать с неё переполученную экологическую выплату в сумме 15556 рублей 11 копеек, образовавшуюся за период с 01.05.2008 года по 30.11.2010 года, путем удержаний по 20% из пенсии, начиная с 01.12.2010 года. Просит суд признать за ней – Афанасьевой Л.В. право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как не работающему пенсионеру, возобновить указанную ежемесячную денежную выплату, прекращенную с 01.12.2010 года, и взыскать с ответчика удержанную сумму ежемесячной денежной выплаты. В судебном заседании истец Афанасьева Л.В. уточнила исковые требования и просила суд признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как не работающему пенсионеру, возобновить указанную ежемесячную денежную выплату, прекращенную с 01.12.2010 года, и обязать ответчика выплатить ей удержанную за период с 01.12.2010 г по 30.04.2011 г. сумму ежемесячной денежной выплаты в размере 9805 рублей 74 копейки. Представитель третьего лица – территориального отдела по Чернскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Гришина О.Г. поддержала исковые требования Афанасьевой Л.В. и просила их удовлетворить. Пояснила, что денежные средства, перечисляемые истцу по договору о передаче ребенка в приемную семью от 03.04.2008 года № 66, не являются заработной платой, так как комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству трудовой договор с Афанасьевой Л.В. не заключал. Данная ежемесячная выплата является вознаграждением приемному родителю за воспитание приемного ребенка согласно Закону Тульской области от 30.06.2009 года № 1297-ЗТО «О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приемному родителю)». Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области по доверенности Сухоруков В.В. иск не признал, считая его необоснованным. Пояснил, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» неработающим пенсионерам и инвалидам, детям инвалидам при условии постоянного проживания до 2декабря 1995года в зоне с правом на отселение, гарантируются ежемесячные денежные выплаты в повышенном размере пенсий и пособий. 16.05.2007 года Афанасьева Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области за назначением пенсии по старости и установлением ЕДВ. Решением УПФР ей была назначена пенсия и ЕДВ. При подаче заявления Афанасьевой Л.В. было дано обязательство безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращения её выплаты. При достижении Афанасьевой Л.В. 50-летнего возраста, она была приглашена в УПФР в Чернском районе Тульской области для перехода в соответствии в Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с трудовой пенсии на государственную пенсию, так как данная пенсия была более выгодна для пенсионера. В процессе оформления документов было установлено, что Афанасьева Л.В. с 28.03.2008 года является приемным родителем несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей и переданного в приемную семью, и получает ежемесячное вознаграждение за воспитание ребенка, из которого производится начисление страховых взносов на страховую часть пенсии Афанасьевой Л.В. по категории «наемный работник». Считает, что Афанасьева Л.В. выполняла оплачиваемую работу по гражданско-правовому договору, не уведомила об этом УПФР, в связи с чем за период с 28.03.2008 года по 30.11.2010 года ей было излишне выплачена ЕДВ в сумме 15556 рублей 11 копеек, которая подлежит удержанию из пенсии Афанасьевой Л.В. Свидетель Г показала, что работает ведущим специалистом государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района». В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантирована ежемесячная денежная компенсация. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановления Правительства РФ от 22.01.2001 года № 29 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907» одним из документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации за работу на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является справка с места работы с указанием периода работы в зоне радиоактивного загрязнения. Соответственно в трудовой книжке работающего, работодатель делает запись о приеме на работу, с указанием даты и номера приказа. Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 04.11.1992 года № 29 «Об утверждении разъяснений «О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация за работу на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за фактически отработанное время. Ведение учета рабочего времени согласно действующему законодательству установлено только для работников, заключивших с работодателем трудовой договор. Граждане, воспитывающие приемных детей, осуществляют свою деятельность по договору гражданско-правового характера - возмездного оказания услуг «О передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью». За указанную в договоре деятельность приемный родитель получает не заработную плату, а вознаграждение и ежемесячную выплату денежных средств. В соответствии с действующим законодательством, очевидно, что экологическая компенсация за работу в зоне с правом на отселение истцу в УСЗН не положена. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Из объяснений сторон, письменных материалов дела, в том числе заявления Афанасьевой Л.В. от 16.05.2007 г., решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области от 07.06.2007 г. следует, что с 16.05.2007 г. Афанасьевой Л.В. выплачивалась ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсии, как неработающему пенсионеру, проживающему в зоне проживания с правом на отселение, в соответствии с п.4 ст.18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 356 от 13.11.2010 года выплата ЕДВ Афанасьевой Л.В. прекращена с 01.12.2010 г, и с Афанасьевой Л.В. решено производить удержания переплаты ЕДВ в общей сумме 15556 рублей 11 копеек за период с 28.03.2008 г. по 31.12.2009 г., по 20% от пенсии ежемесячно до полного ее погашения. Причиной принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что по сведениям персонифицированного учета истец работала в администрации МО Чернский район Тульской области с 28.03.2008 года по 31.12.2008 года, а с 01.01.2009 года по настоящее время - в комитете Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Из материалов дела, в том числе копии паспорта №, копии постановления главы администрации МО Чернский район от 28.03.2008 г. № 3-141, копии договора о передаче несовершеннолетней в приемную семью от 03.04.2008 г. № 66 следует, что в указанные выше периоды Афанасьева Л.В. являлась приемным родителем несовершеннолетней Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переданной в приемную семью, и получала в соответствии с договором в период с 28.03.2008 г. по 31.12.2009 г. ежемесячное вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере 2500 рублей. В выписках из лицевого счета застрахованного лица Афанасьевой Л.В., представляемых в УПФР названными организациями, указаны периоды работы за расчетный период и сумма начисленных страховых взносов. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Статьей 13 указанного Закона определены граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. Согласно пункту 7 статьи 13 к ним относятся и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение. Статья 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает, что социальная поддержка граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя в том числе: получение ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы, а также получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам в зависимости от времени проживания. Таким образом, закон предусматривает выплату гражданину либо ежемесячной денежной компенсации, если он работает в организациях зоны с правом на отселение независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, или занимается в указанной зоне предпринимательской деятельностью, либо ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии неработающему пенсионеру. Из показаний свидетеля Г, являющейся работником государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» следует, что Афанасьевой Л.В. не может быть назначена ежемесячная денежная компенсация в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как гражданину, работающему в организации зоны проживания с правом на отселение, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 года № 29 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907» одним из документов, необходимых для назначения указанной ежемесячной денежной компенсации за работу на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является справка с места работы с указанием периода работы в зоне радиоактивного загрязнения. Соответственно в трудовой книжке работающего, работодатель должен сделать запись о приеме на работу, с указанием даты и номера приказа. Данных документов Афанасьева Л.В. представить не может, так как не работает в организации и не является индивидуальным предпринимателем. Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 04.11.1992 года № 29 «Об утверждении разъяснений «О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация за работу на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за фактически отработанное время. Ведение учета рабочего времени согласно действующему законодательству установлено только для работников, заключивших с работодателем трудовой договор. Из объяснений истца и представителя территориального отдела по Чернскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству следует, что Афанасьева Л.В. не заключала трудовых соглашений ни с администрацией МО Чернский район Тульской области, ни с комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что воспитание истицей ребенка, оставшегося без попечения родителей и переданного в приемную семью, по своему характеру является не оплачиваемой работой, а общественной деятельностью, имеющей своей целью осуществление защиты прав и интересов ребенка. При этом ни с одной из указанный ответчиком организаций истица трудовых соглашений не заключала, в штатном расписании не состояла, записей в трудовой книжке о приеме ее на работу в данные организации нет. Вознаграждение, получаемое истицей за воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, размером 2500 рублей в месяц, из которых производились отчисления в Пенсионный фонд, по мнению суда, нельзя расценивать как заработную плату, размер которой в силу ст. 133 ТК РФ, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который составляет 4330 рублей. Доводы ответчика о том, что из суммы вознаграждения Афанасьевой Л.В. производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, подтверждающие выполнение истицей оплачиваемой трудовой деятельности, суд считает несостоятельными, поскольку согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», регулирующего порядок отчислений в Пенсионный фонд, взносами облагаются абсолютно все выплаты (за исключением перечисленных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ), которые организации выплачивают всем физическим лицам независимо от того, заключен с ними трудовой, гражданско-правовой договор или нет, так как практически любое физическое лицо является застрахованным. Принимая во внимание указанные нормы права, а также установленные по делу обстоятельства, суд считает, что прекращение Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области единовременной денежной выплаты Афанасьевой Л.В. с 01.12.2010 года является незаконным, а требования истца Афанасьевой Л.В. о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как не работающему пенсионеру, и возобновлении указанной ежемесячной денежной выплаты, прекращенной с 01.12.2010 года, являются обоснованными. Истец Афанасьева Л.В. также просит суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области выплатить ей фактически удержанную за период с 01.12.2010 г по 30.04.2011 г. сумму ежемесячной денежной выплаты в размере 9805 рублей 74 копейки. В соответствии с пп.2 п.1 ст.26 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удержания из пенсии могут производиться по решению пенсионных органов о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п.4 ст.23 указанного Федерального закона. По смыслу п.4 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо установить, что требования данного пункта не выполнены вследствие недобросовестных действий пенсионера. Однако данных, бесспорно свидетельствующих о наличии вины истца, суду не представлено. Из копии заявления Афанасьевой Л.В. от 16.05.2007 г. видно, что при назначении пенсии истцу была разъяснена обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой только лишь изменение размера пенсии или прекращение её выплаты. Каких-либо разъяснений относительно выплаты ЕДВ УПФ Афанасьевой Л.В. не давалось. Более того, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области из администрации МО Чернский район и комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству регулярно предоставлялись сведения персонифицированного учета на истца, в связи с чем у ответчика имелась возможность и обязанность своевременно проверить предоставленные сведения и принять необходимые меры. Между тем, ответчиком эта обязанность не выполнялась на протяжении 2 лет 8 месяцев, и лишь спустя указанный период, в ноябре 2010 году вынесено решение об удержании переплаты, чем искусственно увеличен размер взыскиваемой суммы. Из справки, предоставленной УПФР 19.04.2011 года, следует, что за период с 01.12.2010 года по 30.04.2011 года фактически из пенсии Афанасьевой Л.В. удержано 9805 рублей 74 копейки. Суд приходит к выводу о том, что удержания из пенсии Афанасьевой Л.В. переплаченной ЕДВ, производимые Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области являются незаконными, а исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : иск Афанасьевой Л.В. удовлетворить. Признать за Афанасьевой Любовью Власовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как не работающему пенсионеру. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области возобновить Афанасьевой Л.В. ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии (экологической выплаты), как неработающему пенсионеру, прекращенную с 1 декабря 2010 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области выплатить Афанасьевой Л.В. сумму ежемесячной денежной выплаты в размере 9805 рублей 74 копейки, удержанную из её пенсии за период с 01.12.2010 г по 30.04.2011 г. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: / подпись / О.Ю.Митин = Копия верна = Судья: О.Ю.Митин