Решение от 25.05.2011 года по гражданскому делу № 2- 314/11



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года п. Чернь

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Духовской Е.Р.,

при секретаре Шадыкиной Н.А.,

с участием помощника прокурора Чернского района Тульской области Павловой Л.А.,

представителя ответчика администрации МО Крестовское Чернского района Тульской области Пучковой В.Н.,

представителей третьего лица администрации МО Чернский район Тульской области Никоноренковой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-314/11 по иску Прокуратуры Чернского района Тульской области в защиту неопределенного круга лиц с. Малое Скуратово к администрации муниципального образования Крестовское Чернского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет,

установил:

Прокурор Чернского района Тульской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц с. Малое Скуратово к администрации муниципального образования Крестовское Чернского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Чернского района в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории МО Крестовское Чернского района находится сельское общественное кладбище в районе с. Малое Скуратово.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с ч. 12 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В силу ч.1 ст.5 указанного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

На основании ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости, сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного значения поселения относится, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе с. Малое Скуратово, поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка и не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования Крестовское не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Просил обязать администрацию муниципального образования Крестовское Чернского района до 01 августа 2011 г. принять меры по постановке на государственный кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе с. Малое Скуратово, а именно провести межевание (определение границ земельного участка), утвердить категорию земельного участка и его границы и поставить на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области».

Определением суда от 17 мая 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Тульской области.

В судебном заседании помощник прокурора Чернского района Тульской области Павлова Л.А. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать администрацию муниципального образования Крестовское Чернского района до 1 августа 2011 года принять меры по постановке на государственный кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе с. Малое Скуратово, а именно - провести межевание (определение границ земельного участка), утвердить категорию земельного участка и его границы и поставить на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области».

В судебном заседании глава администрации МО Крестовское Ерофеева Н.Н. согласилась с исковыми требованиями Прокуратуры Чернского района Тульской области о необходимости поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе с. Малое Скуратово.

В судебном заседании представители администрации МО Чернский район Тульской области по доверенности Никоноренкова Ю.Н. возражений относительно иска прокурора Чернского района Тульской области о возложении обязанности на администрацию МО Крестовское по постановке земельного участка на кадастровый учет не имела. Считала, что иск предъявлен к надлежащему ответчику, так как согласно ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, функция по содержанию кладбищ относится к ведению поселений. Согласно земельному законодательству, земли под кладбищами относятся к ведению поселковой администрации. Вопросами межевания занимается специализированная организация, администрация МО Чернский район окажет содействие в оформлении земельных участков.

Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайства о рассмотрение дела в отсутствие представителя не заявлял.

В соответствии ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел гражданское дело по иску Прокуратуры Чернского района Тульской области в защиту неопределенного круга лиц с. Малое Скуратово к администрации МО Крестовское Чернского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

На основании ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Согласно ч. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены ст. 15 Закона о местном самоуправлении.

Судом установлено, что согласно Уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Тульская область, Чернский район, МО Крестовское, с. Малое Скуратово, отведенном под гражданское кладбище.

Из информационного письма Управления Росреестра по Тульской области от 14.04.2011 года усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, отведенный под гражданское кладбище, адрес: Тульская область, Чернский район, МО Крестовское, с. Малое Скуратово.

Из письма Минэкономразвития РФ от 16.03.2010 года № Д 23-867 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» следует, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты «г», «к» части 1).

В соответствии с данными конституционными положениями, решение вопросов разграничения государственной собственности на землю между территориальными уровнями публичной власти, включая определение субъекта, ответственного за распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализуется Российской Федерацией и ее субъектами в порядке, определяемом, в частности, положениями статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, а также ее 132 (часть 2), предусматривающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Исходя из чего, суд признал, что требования о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе с. Малое Скуратово, истец предъявил к администрации муниципального образования Крестовское Чернского района Тульской области обоснованно.

Таким образом, основания для удовлетворения иска Прокурора Чернского района Тульской области у суда имеются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд

решил:

иск Прокуратуры Чернского района Тульской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Крестовское Чернского района Тульской области принять меры по постановке на государственный кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе с. Малое Скуратово.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течении 10 дней.

Председательствующий Е.Р. Духовская