РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 мая 2011 года пос. Чернь Чернский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Духовской Е.Р., при секретаре Шадыкиной Н.А., с участием истца Костриковой Н.В., представителя ответчика УПФР в Чернском районе Тульской области Ивановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/11 по иску Костриковой Надежды Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, установил: Кострикова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, мотивируя исковые требования тем, что, начиная с <данные изъяты> года работает педагогическим работником в образовательных учреждениях. 21 января 2011 года истец в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ» обратилась в УПФ РФ в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 25 марта 2011 года решением комиссии № 16 Пенсионного органа Костриковой Н.В. было отказано в назначении пенсии и в специальный стаж истца не был включен период с 6 октября 1992 года по 5 августа 1993 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет – 11 месяцев в связи с тем, что к данному периоду не могут быть применены Правила № 516 исчисления льготного стажа, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, исключающие возможность зачета в специальном стаже отпусков по уходу за детьми. Просит признать за Костриковой Надеждой Васильевной право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж период с 6 октября 1992 года по 5 августа 1993 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, назначить пенсию Костриковой Надежде Васильевне с 21 января 2011 года. В судебном заседании истец Кострикова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила признать за Костриковой Надеждой Васильевной право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж период с 6 октября 1992 года по 5 августа 1993 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, назначить пенсию Костриковой Надежде Васильевне с 21 января 2011 года. В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чернском районе Тульской области Иванова Н.Г. с требованиями истца не согласилась, пояснила, что Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области в силу своего правового статуса является правоприменительным органом и обязана применять законы и нормативно - правовые акты исходя из их буквального смысла. Право толкования положений законодательства Фонду не представлено. 21.01.2011 года в Управление Пенсионного фонда РФ в Чернском районе Тульской области с заявлением обратилась Кострикова Н.В. за назначением пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Комиссия УПФР в Чернском районе Тульской области при рассмотрении периодов работы Костриковой Н.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». №173-Ф3 от 17.12.2001г., руководствовалась действующим законодательством и нормативно-правовыми актами. По результатам оценки документов о работе, предоставленных застрахованным лицом, комиссией были включены в специальный стаж следующие периоды деятельности Костриковой Н.В.: - с 07.09.1981 года по 20.08.1984 года - учитель МОУ «Нолтевская общеобразовательная средняя школа»; - с 20.02.1986 года по 11.04.1989 года - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; - с 12.04.1989 года по 31.07.1990 года - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; - с 17.04.1992 года по 05.10.1992 года - период отпуска по уходу за ребенком; - с 06.08.1993 года по 06.05.2000 года - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 01.09.2002 года по 06.05.2005 года - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 05.09.2005 года по 04.09.2005 года - учитель государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50». - с 05.09.2005 года по 31.08.2007 года - заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50»; - с 01.09.2007 года по 31.08.2009 года - учитель государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50». - с 09.09.2009 года по 01.06.2010 года - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа» и государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50»; - с 01.09.2010 года по 20.01.2011 года - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа» и государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50», что составило 24 года 05 месяцев 13 дней. В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, не представляется возможным включить 3 года 1 мес. 23 дня, а именно: с 06.10.1992 года по 05.08.1993 года, с 07.05.2000 года по 31.08.2002 – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с нормами п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий. Правительство Российской Федерации, реализуя предусмотренные ему этой нормой полномочия, постановлениями от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальное гей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утвердило правила исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в данном нормативно-правовом акте не обозначены, поэтому оснований для включения указанного периода в специальный стаж не имеется. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П., в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, включался стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости. В соответствии с пунктом 21 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года, № 5, указанные периоды включались в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости до вступления в силу Закона Российской Федерации «О внесении и изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 25 сентября 1992 года, № 3543-1. Указанным законом в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). На это указывает Верховный Суд РФ в своем Определении от 14.05.2009 № 19-В09-3. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов, при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, период нахождения Костриковой Н.В. с 06.10.1992 года по 05.08.1993 года в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исходя из чего, просила в удовлетворении исковых требований Костриковой Н.В отказать в полном объеме. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что Кострикова Н.В. обратилась в ГУ УПФР в Чернском районе Тульской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, ежемесячную денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц от 25 марта 2011 года № 92 по результатам оценки документов о работе, предоставленных застрахованным лицом в распоряжение комиссии, следующие периоды деятельности Костриковой Н.В. подлежат включению в специальный стаж: с 07.09.1981 по 20.08.1984 год – в должности учителя МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 20.02.1986 по 11.04.1989 год – в должности учителя МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 12.04.1989 по 31.07.1990 год – период отпуска по уходу за ребенком; с 01.08.1990 по 16.04.1992 год – в должности учителя МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 17.04.1992 по 05.10.1992 год – период отпуска по уходу за ребенком; с 16.08.1993 по 06.05.2000 год – в должности учителя МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 01.09.2002 по 01.09.2005 год – в должности учителя МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа»; с 02.09.2005 по 04.09.2005 год – в должности учителя государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50»; с 05.09.2005 по 31.08.2007 год – в должности учителя государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50»; с 01.09.2007 года по 31.08.2009 года - учитель государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50»; с 09.09.2009 по 01.06.2010 год - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа» и государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50»; с 01.09.2010 по 20.01.2011 год - учитель МОУ «Полтевская общеобразовательная средняя школа» и государственной средней общеобразовательной школы административно-территориального образования «Тула-50», что составило 24 года 5 месяцев 13 дней. Не могут быть включены в специальный стаж следующие периоды: с 06.10.1992 года по 05.08.1993 года, с 07.05.2000 года по 31.08.2002 года – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что у Костриковой Н.В. отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности 25 лет для установления досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Анализируя данное решение, суд приходит к выводу о том, что доводы, на которых ответчик основывает свой отказ в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, являются необоснованными по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Кострикова Н.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 17 апреля 1992 года по 5 августа 1993 года. Решением Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернском районе Тульской области в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком по 5 октября 1992 года. Принимая решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Костриковой Н.В. Комиссия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернском районе Тульской области не включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 5 августа 1993 года, исходя из того, что указанный период имел место после 6 октября 1992 года, то есть, после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Определением Верховного Суда РФ от 10.09.2009 N 19-В09-23 даны разъяснения о том, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Костриковой Н.В. имел место в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6 , ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 года по 5 августа 1993 года подлежит включению в стаж работы Костриковой Н.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Исходя из чего, суд считает, что иск Костриковой Н.В. подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил: иск Костриковой Надежды Васильевны удовлетворить. Признать за Костриковой Надеждой Васильевной право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включить в специальный стаж требуемый продолжительности 25 лет для установления досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 6 октября 1992 года по 5 августа 1993 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской назначить Костриковой Надежде Васильевне трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 21 января 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено 31 мая 2011 года. Председательствующий Е.Р. Духовская