Решение от 25.07.2011 года по гражданскому делу № 2-377/11



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года пос.Чернь

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Духовской Е.Р.,

при секретаре Шадыкиной Н.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Чернского района Тульской области Дрейт Ю.В.,

представителя истца Стёпушкина Н.И.,

представителя ответчика администрации МО Чернский район Тульской области Никоноренковой Ю.Н.,

представителя ответчика администрации МО рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области Алатырцевой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-377/11 по иску Прокурора Чернского района Тульской области в интересах Стёпушкина Ивана Федосеевича к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о возложении обязанности о признании заключения межведомственной комиссии недействительным,

установил:

Прокурор Чернского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах Стёпушкина Ивана Федосеевича к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о возложении обязанности о признании заключения межведомственной комиссии недействительным, мотивируя исковые требования тем, что Прокурором Чернского района Тульской области проведена проверка соблюдения жилищных прав Стёпушкина Ивана Федосеевича. Проверкой установлено, что Стёпушкин И.Ф., 1922 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, зарегистрирован по адресу: Тульская область, <адрес> Дом, в котором проживает Стёпушкин И.Ф. 1958 года постройки. Данное жилое помещение является неблагоустроенным - отсутствует центральная канализация, отсутствует водоснабжение, ванная, туалет находится на улице, отопление печное. Стёпушкин И.Ф. обращался в администрацию МО Чернский район по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако, органами местного самоуправления было отказано в признании ветерана нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в соответствии с актом обследования жилого помещения от 09.03.2010 года жилое помещение, где проживает Стёпушкин И.Ф. было признано пригодным для дальнейшего проживания. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, вышеуказанное жилое помещение 31.05.2011 года было повторно обследовано межведомственной комиссией.

Жилье – одно из основных благ и потребностей человека. Поэтому решение жилищной проблемы имеет первостепенное значение и для граждан и для государства.

В соответствии с удостоверением , Стёпушкин И.Ф. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно акту обследования жилого помещения № 122 от 31.05.2011 года проведенного межведомственной комиссией, назначенной администрацией муниципального образования Чернский район, было установлено, что жилой дом одноэтажный. Фундамент ленточный бутобетонный, стены – шлакозаливные, отштукатуренные, в штукатурке имеются трещины; перекрытия деревянные по балкам, провисаний не наблюдается; кровля шиферная, полы деревянные местами неровные; окна и двери просели, отопление печное; водоснабжение и канализация отсутствует.

Согласно данному акту, дом соответствует нормам СНиП и СанПиН, однако критерии соответствия данного дома санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам не приведены в указанном акте комиссии. Выводы, сделанные по итогам обследования, противоречат фактическим обстоятельствам, установленным при обследовании жилого помещения Стёпушкина И.Ф. В нарушение требований п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем положении требованиям, не проверено его фактическое состояние. Отсутствует оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В нарушение указанной нормы в Акте обследования помещения от 31.05.2011 № 122 межведомственной комиссией жилого дома не дана оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, ни степень его огнестойкости, равно как и санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

Таким образом, при составлении акта и заключения межведомственной комиссией от 31.05.2011 года не было учтено, что жилой дом , расположенный по <адрес> Чернского района Тульской области имеет процент износа - 55 %. Более того, данный дом фактически непригоден для проживания в нем 89 – летнего инвалида второй группы, ветерана Великой Отечественной войны, ввиду его неблагоустроенности, так как в доме отсутствует водоснабжение, ванная и туалет.

Также, Актом обследования помещения установлено, что Стёпушкин И.Ф. в настоящее время постоянно не проживает по месту регистрации, однако согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Чернской ЦРБ, Стёпушкин И.Ф., 1922 года рождения, является инвалидом второй группы, и в связи с отсутствием коммунальных услуг в <адрес>, где он зарегистрирован, самостоятельно не может себя обслуживать и нуждается в постоянном постороннем уходе.

На основании изложенного полагает, что проживание Стёпушкина И.Ф. в силу преклонного возраста и состояния здоровья в таких условиях невозможно.

Предъявление данного иска прокурором Чернского районна обусловлено тем, что Стёпушкин И.Ф. является инвалидом второй группы, ветераном Великой Отечественной войны, в силу правовой неосведомленности, состояния здоровья, преклонного возраста не может самостоятельно защищать свои права в суде.

Просил признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим закону.

В дальнейшем Прокурор Чернского района Тульской области уточнил исковые требования. Просил признать заключение межведомственной комиссии от 31.05.2011 года о признании жилого дома <адрес> Тульской области пригодным для проживания, незаконным; признать Стёпушкина Ивана Федосеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с проживанием в непригодном для проживания жилом помещении, и имеющем право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем; обязать администрацию МО Чернский район поставить Стёпушкина Ивана Федосеевича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Чернского района Тульской области Дрейт Ю.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила признать заключение межведомственной комиссии от 31.05.2011 г. о признании жилого дома по <адрес> Тульской области пригодным для проживания, незаконным; признать Стёпушкина Ивана Федосеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с проживанием в непригодном для проживания жилом помещении, и имеющем право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем; обязать администрацию МО Чернский район поставить Стёпушкина Ивана Федосеевича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Стёпушкин Н.И. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Чернский район Тульской области по доверенности Никоноренкова Ю.Н., исковые требования не признала. Пояснила, что в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714, по которому необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В целях реализации законов межведомственная комиссия обследовала жилой дом Стёпушкина И.Ф. По результатам обследования комиссия дала заключение о пригодности дома к дальнейшему проживанию. По заявлению прокуратуры Чернского района данный дом обследовался повторно, но и повторно комиссия дала заключение о пригодности дома для проживания. Как ясно из показаний свидетелей, при обследовании дома комиссия руководствуется Положением «О признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Согласно п. 41 положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Все члены комиссии утверждают, что дом является пригодным для проживания. У администрации отсутствуют основания для недоверия комиссии. На основании изложенного администрация МО Чернский район считает требования прокуратуры в части признания акта межведомственной комиссии незаконным и постановки Стёпушкина И.Ф. в сводный список для получения средств на приобретение жилья не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области по доверенности Алатырцева Ю.М. пояснила, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане согласно ст. 55 ЖК РФ. В данном случае Стёпушкин И.Ф. проживает в доме с площадью, соответствующей нормам, установленным в Тульской области. Жилое помещение Стёпушкина И.Ф. признано межведомственной комиссией пригодным для проживания, в связи с чем, у администрации МО рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области нет оснований признать Стёпушкина И.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании свидетель О показала, что межведомственная комиссия при обследовании жилого помещения, руководствуется техническим паспортом на здание (сооружение), так как БТИ устанавливает степень износа строения, визуальным осмотром здания и Положением «О признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. При обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: Тульская область, <адрес> межведомственная комиссия и свидетель, как член комиссии, пришли к выводу, что дом пригоден для проживания, так как, при визуальном осмотре комиссия не обнаружила провисания потолочных балок, сквозных трещин, стены были ровные, трещины имелись, но незначительные. Состояние жилья оценивается независимо от года его постройки, а в зависимости от качества используемых материалов и технологии возведения здания. Исходя из того, что в соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 отсутствие коммуникаций не является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания, межведомственной комиссией было дано заключение от 31 мая 2011 года о пригодности жилого помещения для проживания.

В судебном заседании свидетель П показала, что межведомственная комиссия дает заключение о пригодности или не пригодности дома для проживания, основываясь на визуальном осмотре, нормах СНиП, техническом паспорте БТИ. При осмотре дома Степушкина И.Ф. членами межведомственной комиссией была проведена оценка технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом. Отсутствие коммуникаций согласно нормам СНиПа не является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания, особенно в тех домах, в которые проведение этих коммуникаций затруднительно по инженерным характеристикам. На <адрес> водоснабжение проведено по противоположной стороне от <адрес>, таким образом, в единичных домах по данной улице водопровод проведен гражданами самостоятельно. Свидетель отметила, что за домом производился уход, намеренных повреждений у жилья комиссией не было установлено. Наоборот, жильцы пытались улучшить условия для проживания и провести водопровод, о чем свидетельствует наличие труб на территории домовладения.

В судебном заседании свидетель Ч показал, что на основании постановления главы администрации был включен в состав межведомственной комиссии для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, как специалист для оценки пожарной безопасности. При визуальном обследовании дома было установлено, что печное отопление в исправном состоянии, отсутствуют скрутки в электропроводке, электроприборы исправны, таким образом, пожарная безопасность соответствует нормам и требованиям регламента по пожарной безопасности. Возраст жильца и наличие либо отсутствие воды не является основанием для признания жилья пожароопасным и не пригодным для проживания.

В судебном заседании свидетель Е показал, что при обследовании жилого помещения он, как специалист по санитарно-эпидемиологическим требованиям, дал заключение о пригодности для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, основываясь на визуальном осмотре и нормах СанПиН. В результате осмотра жилого помещения не выявлено провисания потолочных балок, сквозных трещин, стены ровные, крыша без повреждений, есть подводка газа к газовой плите, отопление печное, туалет на улице, то есть существуют все условия для проживания. Отсутствие водоснабжения и канализации по нормам СанПиНа не является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания.

В судебном заседании свидетель П показала, что согласно документам, которые представляет в Бюро технической инвентаризации заказчик, изготавливается технический паспорт на здание (сооружение). Технический паспорт на домовладение Стёпушкина И.Ф., расположенное по адресу: <адрес>, был изготовлен в 2009 году. Процент износа здания рассчитывается по специализированным методикам и сборникам. При этом, учитывается материал постройки и фактическое состояние объекта на момент обследования, то есть, всё практически основывается на визуальном обследовании дома.

В судебном заседании свидетель Я показал, что при принятии заключения о признании индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственная комиссия руководствовалась Положением «О признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Межведомственная комиссия, при визуальном осмотре жилого помещения, пришла к выводу, что дом пригоден для проживания, так как не обнаружено провисания потолочных балок, сквозных трещин, стены ровные, имеющиеся трещины признаны незначительными.

В судебном заседании свидетель М показал, что при принятии заключения по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, межведомственная комиссия пришла к выводу, что дом пригоден для проживания, так как не обнаружено провисания потолочных балок, сквозных трещин, стены ровные, крыша без повреждений, есть подводка газа к газовой плите, отопление печное. При этом, межведомственная комиссия руководствовалась Положением «О признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.

Выслушав объяснения представителей истца, представителей ответчиков, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», исходя из общей площади жилья на 1 человека 22 кв. м.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.п. 7 и 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признается помещение пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, порядок создания которой урегулирован данным пунктом на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в данном Положении требованиям.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения о признании частных жилых домов помещений, находящихся на соответствующих территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Судом установлено, что на основании акта обследования помещения № 122 от 31 мая 2011 года, Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы администрации МО Чернский район от 07.09.2009 года № 9-618, сделано заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, исходя из чего, органами местного самоуправления было отказано в признании ветерана Отечественной войны Стёпушкина И.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Анализируя данное заключение, суд приходит к выводу о том, что доводы, на основании которых ответчик отказал Стёпушкину И.Ф. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, являются необоснованными по следующим основаниям.

Из заключения Межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания № 122 от 31 мая 2011 года, следует, что индивидуальный жилой дом находиться в частной собственности, в доме никто не проживает, Стёпушкин И.Ф. проживает у сына в <адрес>. При обследовании установлено: фундамент ленточный бутобетонный; стены шлакозаливные - оштукатуренные, в штукатурке имеются трещины; перекрытие деревянное, по балкам провисания не наблюдается; кровля шиферная; полы деревянные, местами неровности; окна и двери осели; отопление печное; природный газ подведен к газовой плите; водоснабжение и канализация отсутствует, электроосвещение имеется. Конструктивные элементы и несущие конструкции дома находятся в удовлетворительном состоянии.

По этим основаниям органами местного самоуправления было отказано в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещению, инсоляции микроклимату, воздухообмену, уровню шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам целям обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от срока.

Пунктом 8.1.1. Санитарно-эпидемиологических требований к жилым зданиям и помещениям. Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, САНПИН 2.1.2.1009-00, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации в жилых зданиях следует предусматривать питьевое водоснабжение, а также канализацию. В районах без централизованных инженерных сетей допускается строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.

Согласно п. 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Из показаний свидетелей и материалов дела установлено, что согласно акту обследования жилого помещения № 122 от 31.05.2011 года дом, расположенный по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> соответствует нормам СНиП и СанПиН частично, однако критерии соответствия данного дома санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам не приведены в указанном акте комиссии. Выводы, сделанные по итогам обследования жилого помещения, противоречат фактическими обстоятельствам, а именно: дом, в котором отсутствует водоснабжение, канализация, центральное отопление и туалет, предназначен для проживания 89-летнего участника Отечественной войны, инвалида второй группы, который в соответствии со справкой № 93 от 01.06.2011 года, выданной МУЗ «Чернская центральная районная больница», по состоянию здоровья и в связи с отсутствием коммунальных услуг, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Также, в нарушение требований п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в Акте обследования помещения от 31.05.2011 № 122 не дана оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, пожароопасности при наличии на территории домовладения деревянных построек и отсутствие при этом водоснабжения.

Таким образом, при составлении акта и заключения от 31.05.2011 года № 122, межведомственной комиссией не было учтено, что жилой дом, расположенный по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> имеет 55 % износа, в нём отсутствует водоснабжение, канализация, центральное отопление и туалет, и данное жилое помещение предназначено для проживания 89-летнего участника Отечественной войны, инвалида второй группы.

Оценивая установленные факты в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что заключение межведомственной комиссии от 31.05.2011 года о признании жилого дома по <адрес> пригодным для проживания, является незаконным, а требования Прокурора Чернского района Тульской области о признании Стёпушкина Ивана Федосеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с проживанием в непригодном для проживания жилом помещении, и имеющем право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем; обязании администрации МО Чернский район поставить Стёпушкина Ивана Федосеевича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

иск Прокурора Чернского района Тульской области в интересах Стёпушкина Ивана Федосеевича удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии от 31 мая 2011 года о признании жилого <адрес> пригодным для проживания, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области признать Стёпушкина Ивана Федосеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с проживанием в непригодном для проживания жилом помещении.

Обязать администрацию муниципального образования Чернский район поставить Стёпушкина Ивана Федосеевича на учет как имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Р. Духовская