РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 июля 2011 года пос. Чернь Тульской области Чернский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Митина О.Ю., при секретаре Подчуфаровой В.А., с участием истицы Новиковой Л.В. и представителя ответчика Никоноренковой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-407/11 по иску Новиковой Л.В. к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, убытков, причиненных неисполнением денежных обязательств, и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л : Новикова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, убытков, причиненных неисполнением денежных обязательств, и компенсации морального вреда, мотивируя исковые требования тем, что в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 21.12.2001 года № 12-566 с изменениями, внесенными постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 29.12.2001 года № 12-598, с 3 января 2002 года ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости, в соответствии с Законом Тульской области от 04.07.2001 года № 248-ЗТО, как бывшему председателю районной плановой комиссии Чернского районного Совета депутатов трудящихся Тульской области. На момент назначения доплаты к пенсии она не работала на муниципальной службе. Данную доплату она получала до 24 мая 2003 года. С 25 мая 2003 года выплата доплаты к пенсии ей, как и всем другим пенсионерам, получающим доплаты, была временно приостановлена на основании решения Собрания представителей муниципального образования «Чернский район» от 05.05.2003 года № 18-80 «О доплатах к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и муниципальным служащим МО «Чернский район» в связи с отсутствием денег в бюджете района. Доплата к пенсии производилась в районе согласно действующим нормам закона, и не являлась новым видом расходов бюджета на момент её приостановления. Она неоднократно обращалась к главе муниципального образования Чернский район Тульской области и в Чернский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области о возобновлении ей выплат доплаты к государственной пенсии. Однако, в возобновлении выплат ей было отказано. Считает, что на период приостановления выплат доплаты к пенсии, она не лишалась права на получение доплаты. Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 08.09.2009 года с администрации МО Чернский район Тульской области в её пользу была взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 25.05.2003 года по 30.06.2009 года в сумме <данные изъяты>, а также убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств, в сумме <данные изъяты>. Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 14.05.2010 года с администрации МО Чернский район Тульской области в её пользу была взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 01.07.2009 года по 31.03.2010 года в сумме <данные изъяты> и убытки, причинённые ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, в сумме <данные изъяты>. Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 24.11.2010 года за ней было признано право на получение доплаты к государственной пенсии, назначенной ей постановлением главы муниципального образования Чернский район Тульской области. После вступления в законную силу последнего решения суда она в очередной раз обратилась к главе администрации МО Чернский район о возобновлении ей доплаты к государственной пенсии, но получила отказ. Учитывая, что отказ в возобновлении доплаты к пенсии является незаконным, ей должна быть выплачена задолженность по доплате к государственной пенсии за период с 1 апреля 2010 года по 1 июля 2011 года, убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, а также компенсация причиненного морального вреда. Просит суд дать правовую оценку незаконным действиям главы администрации МО Чернский район Тульской области, взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в её пользу задолженность по доплате к государственной пенсии за период с 1 апреля 2010 года по 1 июля 2011 года в сумме <данные изъяты>, убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а также обязать МО Чернский район неукоснительно исполнять решение Чернского районного суда Тульской области от 24 ноября 2010 года. В судебном заседании истица Новикова Л.В. уточнила свои исковые требования и просила суд взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в её пользу задолженность по доплате к государственной пенсии за период с 1 апреля 2010 года по 30 июня 2011 года в сумме <данные изъяты>, убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, в сумме <данные изъяты>, а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, при этом отказалась от исковых требований в части правовой оценки незаконных действий главы администрации МО Чернский район Тульской области и возложения обязанности на МО Чернский район неукоснительно исполнять решение Чернского районного суда Тульской области от 24 ноября 2010 года. Представитель ответчика - администрации муниципального образования Чернский район Тульской области по доверенности Никоноренкова Ю.Н. иск не признала, ссылаясь на отсутствие решения Собрания депутатов МО Чернский район о возобновлении Новиковой Л.В. доплаты к пенсии и невозможности определить из каких источников финансирования будут производиться данные доплаты. Пояснила, что постановления главы администрации МО Чернский район, на основании которых была назначена доплата к пенсии Новиковой Л.В., а также установлен порядок выплат и расчета доплаты к пенсии, отменены, а правовые акты Президента РФ, Губернатора Тульской области, законы Тульской области, определяющие порядок назначения и выплат доплат, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер. Представитель третьего лица – государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство директора учреждения о рассмотрении дела без участия их представителя. Также учреждение предоставило в суд расчет размера доплаты к государственной пенсии Новиковой Л.В. за период с 01.04.2010 года по 30.06.2011 года в сумме <данные изъяты>. Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.п. «ж», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится законодательство о муниципальной службе. Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» установил, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В пункте 10 данного Указа было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств. В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Тульской области от 02.02.1998 года № 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) на муниципального служащего и должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами области. Часть 2 ст.17 указанного Закона (в редакции Закона Тульской области от 15.12.1998 года № 105-ЗТО) определяет, что муниципальный служащий имеет право на получение государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами, и ежемесячной доплаты к ней за счет средств местного бюджета, устанавливаемой в соответствии с законом области. Ежемесячные доплаты к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих установлены Законом Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» и Законом Тульской области от 04.07.2001 года № 248-ЗТО «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Тульской области в составе Союза ССР и РСФСР». Согласно ст.1 Закона Тульской области № 248-ЗТО, действовавшего на момент назначения доплаты к пенсии Новиковой Л.В., настоящий Закон распространяется на лиц, замещавших на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления области в составе Союза ССР и РСФСР согласно перечню. Постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 21.12.2001 года № 12-566 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В.» (в редакции постановления от 29.12.2001 г. № 12-593) Новиковой Л.В. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости с 3 января 2002 года в соответствии с Законом Тульской области № 248-ЗТО, как бывшему председателю районной плановой комиссии Чернского райисполкома. Данную доплату Новикова Л.В. получала до 24 мая 2003 года. На момент рассмотрения дела указанное постановление не отменено Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда Тульской области от 24.11.2010 года за Новиковой Л.В. признано право на получение доплаты к государственной пенсии, назначенной ей постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 21.12.2001 года № 12-566 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В.» (в редакции постановления от 29.12.2001 г. № 12-593). Из пояснений сторон, письменных материалов дела, в том числе писем главы администрации МО Чернский район от 01.03.2011 года и 01.06.2011 года, следует, что после вынесения судом решения о признании за ней права на получение доплаты к пенсии Новикова Л.В. неоднократно обращалась в администрацию МО Чернский район с просьбой выплатить ей задолженность по доплате к пенсии, а также выплачивать доплату ежемесячно, однако получила отказ. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований Новиковой Л.В. в части взыскания задолженности по доплате к пенсии за период с 01.04.2010 года по 30.06.2011 года. Доводы представителя ответчика о невозможности выплаты Новиковой Л.В. доплаты к пенсии в связи с отсутствием решения Собрания депутатов МО Чернский район о возобновлении доплаты, и невозможности определить из каких источников финансирования производить доплаты, суд считает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отказа Новиковой Л.В. в выплате доплаты к пенсии. Суд также исследовал расчет по доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В., представленный государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» 14.07.2011 года. Из расчета следует, что задолженность по доплате к государственной пенсии Новиковой Л.В. за период с 01.04.2010 года по 30.06.2011 года составляет <данные изъяты>. В судебном заседании указанный расчет истцом Новиковой Л.В. не оспаривался, так как ею был предоставлен аналогичный расчет задолженности по доплате. Суд принимает расчет задолженности, представленный государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» 14.07.2011 года, так как он произведен в соответствии с требованиями закона и надлежащим органом. Истицей Новиковой Л.В. также заявлено требование о взыскании с администрации МО Чернский район Тульской области убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств в период с 01.04.2010 г. по 30.06.2011 г., в сумме <данные изъяты> с учётом потребительских цен по Тульской области. В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. На основании ч.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В отношении размера подлежащих возмещению убытков действует общий принцип, заключающийся в необходимости их полной компенсации. Это означает, что подлежат возмещению все причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства или причинением вреда убытки независимо, от характера вины или имущественного положения причинителя. Несвоевременное исполнение администрацией МО Чернский район Тульской области обязательства по выплате доплаты к государственной пенсии в размере <данные изъяты>, причинившее убытки Новиковой Л.В., является основанием для индексации указанных выплат. Следовательно, исковые требования Новиковой Л.В. в данной части подлежат удовлетворению, с индексацией причитающихся сумм на основании индексов потребительских цен по Тульской области. Суд считает, что указанная доплата подлежит индексации с учётом индексов потребительских цен по Тульской области, характеризующих уровень инфляции в месте проживания истца, за период с мая 2010 года по июль 2011 года, исходя из заявленных требований истца, то есть, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором начала образовываться задолженность по доплате, до июля 2011 года, то есть до месяца, следующего за полным месяцем, который указан в исковом заявлении, как последний месяц периода задолженности. Суд соглашается с расчетом убытков в сумме <данные изъяты>, который представила истец Новикова Л.В., поскольку он является арифметически правильным и при его составлении были использованы надлежащие индексы потребительских цен по Тульской области. Истцом Новиковой Л.В. заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>. В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Судом установлено, что бездействием ответчика – администрации МО Чернский район Тульской области, по выплате истцу доплаты к пенсии, Новиковой Л.В. причинен только материальный ущерб, то есть, нарушены её имущественные права. Прямого указания в законе о возможности взыскания морального вреда при причинении материального ущерба не выплатой доплаты к пенсии не имеется. На основании изложенного суд считает, что при таких обстоятельствах требование истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л : иск Новиковой Л.В. удовлетворить частично. Взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в пользу Новиковой Л.В. задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 01.04.2010 года по 30.06.2011 года в сумме <данные изъяты>, убытки, причинённые ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, в сумме <данные изъяты>, а всего в сумме <данные изъяты>. В остальной части в удовлетворении иска Новиковой Л.В. отказать. Освободить администрацию муниципального образования Чернский район Тульской области от уплаты государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: О.Ю.Митин