Решение от 17.11.2011 года по гражданскому делу № 2-594/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года пос.Чернь

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Николаевой Г.В.,

при секретаре Чекалиной Н.Е.,

с участием представителя истца Лейниха Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овечкиной Н.И. к администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Овечкина Н.И. обратилась в суд с иском к администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области о признании за ней права собственности на жилой дом в порядке наследования, мотивируя свои требования тем, что 15 октября 1997 года по договору передачи № 27 КСП <данные изъяты> передало М. и Е. в совместную собственность жилое помещение, расположенное по <адрес>, как квартиру. По мнению истца, переданное по договору передачи жилое помещение является не квартирой, а жилым домом. После регистрации договора передачи в администрации Чернского района и в бюро технической инвентаризации было выдано свидетельство о регистрации права собственности и регистрационное удостоверение. В договоре, а так же в свидетельстве о регистрации права собственности и в регистрационном удостоверении жилой дом указан как квартира. После смерти отца М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ и матери Е., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ истец Овечкина Н.И. в установленный законом срок не обратилась к нотариусу за принятием наследства, а впоследствии при обращении к нотариусу ей было сообщено о пропуске установленного законом срока для принятия наследства. Истец Овечкина Н.И. считает, что фактически приняла наследство, так как после смерти родителей продолжает проживать в жилом доме и пользоваться имуществом родителей по настоящее время. В связи с тем, что приватизированное жилое помещение не соответствует жилищному и гражданскому законодательству, истец не имеет возможности приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен жилой дом, и распоряжаться надворными постройками. В Чернском отделе Управления Росреестра по Тульской области разъяснили, что регистрация права собственности на жилое помещение возможна лишь на основании решения суда.

Просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, общей площадью жилого дома 72,3 кв.м, жилой площадью 42,6 кв.м, под литером «А», с пристройкой площадью 19,6 кв.м под литером «а», в порядке наследования, открывшегося после смерти отца М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, и смерти матери Е., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Овечкина Н.И. в судебное заседание не явилась, в доверенности, выданной на имя представителя Лейниха Р.В., просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Лейних Р.В. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, дополнив, что после смерти родителей истца М. и Е. открылось наследство, состоящие из квартиры, расположенной по <адрес>. Данное жилое помещение принадлежало М. и Е. на праве совместной собственности. После смерти М. и Е. наследником первой очереди является Овечкина Н.И. Однако в установленный законом срок она не обратилась к нотариусу за принятием наследства, но фактически приняла наследство, так как после смерти родителей продолжает проживать в жилом доме и пользоваться имуществом родителей по настоящее время. Так как жилой дом был передан М. и Е. в собственность как квартира, истец не имеет возможности приобрести земельный участок, на котором расположен жилой дом и надворные постройки. В Чернском отделе Управления Росреестра по Тульской области в регистрации права на жилой дом было отказано. Просит признать за ней право собственности на жилой дом в порядке наследования.

Представитель ответчика – администрации МО Липицкое Чернского района - в судебное заседание не явился, имеется письменное ходатайство главы администрации МО Липицкое, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме, возражений не имеет.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из объяснений представителя истца и письменных материалов дела, в том числе копии договора передачи № 27 от 15.10.1997 г. судом установлено, что КСП <данные изъяты> передало М. и Е. в совместную собственность квартиру, расположенную в доме по <адрес>.

Право собственности на данный объект было зарегистрировано за ними в бюро технической инвентаризации и администрации Чернского района, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности, выданного администрацией Чернского района 20.10.1997 г., и копией регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ

Оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанная квартира принадлежала умершим М. и Е. на праве совместной собственности и подлежит включению в наследственную массу.

Ответчиком - администрацией МО Липицкое никаких возражений в данной части не поступило.

Доказательств, подтверждающих, что квартира не подлежит включению в наследственную массу суду не представлено.

Как установлено судом из копии повторного свидетельства о смерти серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, а также копии повторного свидетельства о смерти серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, наследодатель М. умер ДД.ММ.ГГГГ, а наследодатель Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники одной очереди наследуют в равных долях.

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Следуя копии свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельства о заключении брака серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ, Овечкина Н.И. является дочерью наследодателей М. и Е., то есть наследником первой очереди.

Как показал в судебном заседании представитель истца Лейних Р.В. других наследников не имеется, что у суда сомнения не вызывает.

Из сообщения нотариуса Чернского нотариального округа Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственного дела к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ М. и умершей ДД.ММ.ГГГГ Е. в производстве нотариальной конторы не имеется.

В соответствии со ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При этом, следуя ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Доводы истца о невозможности оформить наследство в нотариальном порядке у суда не вызывают сомнения, так как суду представлено полученное Овечкиной Н.И. от нотариуса Чернского нотариального округа сообщение, в котором говорится о пропуске срока для принятия наследства.

Вместе с тем в соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Из объяснений представителя истца следует, что Овечкина Н.И. фактически приняла наследство, так как после смерти отца, а впоследствии и матери, продолжает проживать в жилом доме и пользоваться имуществом родителей по настоящее время.

В подтверждение фактического принятия истцом наследства суду представлены выписка из домовой книги, согласно которой Овечкина Н.И. зарегистрирована в доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также справка администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области № 382 от 31.10.2011 г., в которой говорится о том, что Овечкина Н.И. после смерти родителей приняла наследство и продолжает проживать и пользоваться жилым домом.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Овечкина Н.И. фактически приняла наследство после смерти родителей, так как зарегистрирована и проживает в жилом доме, принадлежащим родителям и пользуется их имуществом по настоящее время.

Во всех вышеуказанных документах объектом права являлась квартира.

Однако истец, в своем исковом заявлении, а также его представитель в суде утверждает, что принадлежащее М. и Е. на праве собственности жилое помещение является не квартирой, а жилым домом.

В соответствии с ч.1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся в частности жилой дом, часть жилого дома и квартира.

Согласно ч.ч.2 и 3 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно копии технического паспорта на здание (одноквартирный жилой дом), экспликации к поэтажному плану, строение по <адрес>, имеет следующие площади - общая площадь дома составляет 72,3 кв.м, жилая площадь 42,6 кв.м, пристройка площадью 19,6 кв.м, является индивидуально-определённым зданием, то есть жилым домом и находится на обособленном земельном участке с расположенными на нем надворными постройками.

Соответственно, в том числе исходя из буквального смысла ст. 16 ЖК РФ, жилое помещение, расположенное по <адрес>, является не квартирой, а жилым домом.

Следуя изложенному, суд приходит к выводу, что переданная по договору передачи М. и Е. квартира, единственным наследником которой в настоящее время является Овечкина Н.И., и жилой дом, расположенный по <адрес>, являются одним и тем же жилым помещением, а именно жилым домом.

Вместе с тем, в свидетельстве о регистрации права собственности и регистрационном удостоверении в качестве объекта указана квартира, расположенная по <адрес>. В Чернском отделе Росреестра по Тульской области во внесении изменений в ЕГРП записи о праве собственности на данное жилое помещение было отказано.

Таким образом, основания для удовлетворения иска Овечкиной Н.И. имеются.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст. 1141, 1142, 1152, 1153, 1154 ГК РФ, ст.16 ЖК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Овечкиной Н.И. удовлетворить.

Признать за Овечкиной Н.И. (паспорт серия выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, под литером «А», с пристройкой под литером «а», в порядке наследования, открывшегося после смерти отца М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, и смерти матери Е., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.В.Николаева