Решение суда от 8.11.2011 года по гражданскому делу № 2-528/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2011 года пос. Чернь Тульской области

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Митина О.Ю.,

при секретаре Подчуфаровой В.А.,

с участием истца Савельевой Д.И. и представителя ответчика Никоноренковой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-528/11 по иску Савельевой Д.И. к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет в большем размере, взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет, убытков, причинённых ненадлежащим исполнением обязательств, и судебных расходов,

    

установил:

Савельева Д.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет в большем размере, взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет, убытков, причинённых ненадлежащим исполнением обязательств, и судебных расходов, мотивируя исковые требования тем, что в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Чернский район» Тульской области от 16.10.2002 года № 10-508 с 16 октября 2002 года ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости, как бывшему секретарю исполкома Чернского районного Совета народных депутатов, которую она получала до 1 ноября 2002 года. С 1 ноября 2002 года она была приглашена на муниципальную службу - ведущим специалистом администрации МО Чернский район Тульской области, вследствие чего выплата доплаты к пенсии ей была временно приостановлена по её заявлению в Чернский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области, в соответствии с Законом о муниципальной службе, который запрещает производить доплату к пенсии лицу, работающему на муниципальной службе. Доплата к пенсии как государственным служащим, так и муниципальным служащим производилась в районе с 1998 года, и не являлась новым видом расходов бюджета. 1 января 2006 года она была уволена с муниципальной службы в связи с уходом на пенсию. После увольнения она обратилась с заявлением в Чернский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области о возобновлении выплаты доплаты к пенсии, но получила отказ возобновить выплату доплаты к пенсии. Затем она в течение длительного времени неоднократно обращалась к главе администрации муниципального образования Чернский район о возобновлении ей выплат доплаты к государственной пенсии с 1 января 2006 года, однако в ответ получала отказы с отписками. Отказ в возобновлении доплаты к пенсии она посчитала незаконным и нарушающим её пенсионные права. После этого она стала обращаться с письменными заявлениями по данному вопросу в различные инстанции. Пока шла переписка, она обратилась с заявлением в Чернский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области о назначении ей пенсии за выслугу лет, как бывшей муниципальной служащей, так как к тому времени наработала и муниципальный стаж. Пенсия за выслугу лет ей была назначена с 1 января 2006 года, но по размеру она оказалась во много раз меньше ранее назначенной доплаты к государственной пенсии по старости, в возобновлении которой ей отказали. Полагая, что пенсия за выслугу лет назначена ей в меньшем размере, чем предусмотрено ст.12 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», она обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет, которая образовалась в связи с назначением ей пенсии за выслугу лет не в надлежащем размере. Решением Чернского районного суда Тульской области от 28.07.2009 года её иск был удовлетворен и выплачена задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2008 года по 30.06.2009 года. В настоящее время вновь образовалась задолженность по выплате пенсии за выслугу лет, так как размер указанной пенсии ей в соответствии с законом пересчитан не был. Просит суд признать за ней право на перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из размера доплаты к пенсии по старости, установленной постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 16.10.2002 года № 10-508 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Савельевой Д.И.», взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в её пользу задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.07.2009 года по 01.10.2011 года с индексацией в сумме <данные изъяты>, и уплаченную госпошлину.

В судебном заседании истец Савельева Д.И. уточнила свои исковые требования и просила суд признать за ней право на получение пенсии за выслугу лет в прежнем более высоком размере, соответствующим размеру доплаты к пенсии, назначенной Савельевой Д.И. постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 16.10.2002 года № 10-508 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Савельевой Д.И.», взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в её пользу задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 01.07.2009 года по 30.09.2011 года в сумме <данные изъяты>, убытки, причинённые ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, в сумме <данные изъяты> и уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Чернский район Тульской области по доверенности Никоноренкова Ю.Н. иск не признала, как необоснованный.

Представитель третьего лица – государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство директора учреждения о рассмотрении дела без участия их представителя, а также расчет по доплате к государственной пенсии и пенсии за выслугу лет Савельевой Д.И.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. «ж», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится законодательство о муниципальной службе.

Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» установил, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В пункте 10 данного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Тульской области от 02.02.1998 года № 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) на муниципального служащего и должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами области.

Часть 2 ст.17 указанного Закона (в редакции Закона Тульской области от 15.12.1998 года № 105-ЗТО) определяет, что муниципальный служащий имеет право на получение государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами, и ежемесячной доплаты к ней за счет средств местного бюджета, устанавливаемой в соответствии с законом области.

Ежемесячные доплаты к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих установлены Законом Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» и Законом Тульской области от 04.07.2001 года № 248-ЗТО «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Тульской области в составе Союза ССР и РСФСР».

Согласно ст.1 Закона Тульской области № 248-ЗТО, действовавшего на момент назначения доплаты к пенсии Савельевой Д.И., настоящий Закон распространяется на лиц, замещавших на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления области в составе Союза ССР и РСФСР согласно перечню.

Из объяснений сторон, письменных материалов дела, судом установлено следующее.

Постановлением Главы муниципального образования «Чернский район» от 16.10.2002 года № 10-508 Савельевой Д.И. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости с 16 октября 2002 года. Данную доплату Савельева Д.И. получала до 31.10.2002 года.

На основании личного заявления Савельевой Д.И., распоряжения главы муниципального образования Чернский район от 01.11.2002 года № 651-р «О приеме на работу Савельевой Д.И.» выплата Савельевой Д.И. доплаты к государственной пенсии была временно приостановлена Чернским отделом социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области, в связи с принятием Савельевой Д.И. на муниципальную службу.

Из копии трудовой книжки Савельевой Д.И.. следует, что 1 января 2006 года Савельева уволена с муниципальной службы в связи с истечением срочного трудового договора и получением статуса депутата муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 5 Закона Тульской области № 248-ЗТО выплата доплаты к пенсии возобновляется при последующем освобождении от муниципальной должности муниципальной службы. Выплата доплаты к пенсии возобновляется по заявлению лица, направленному в структурное подразделение исполнительного органа по социальной защите населения с приложением копии решения об освобождении от муниципальной должности.

Из пояснений сторон, копий писем Савельевой Д.И., копий ответов должностных лиц, следует, что после увольнения с муниципальной службы 1 января 2006 года Савельева Д.И. обратилась с заявлением о возобновлении выплат доплаты к государственной пенсии, назначенной ранее. Однако, в возобновлении выплат ей было отказано Чернским отделом социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области и должностными лицами МО Чернский район, мотивируя тем, что постановлением главы МО Чернский район от 01.04.2003 года № 4-176 отменены постановления главы МО Чернский район № 9-425 от 27.09.2001 года и № 12-593 от 29.12.2001 года, которые устанавливали порядок выплаты доплат к пенсии, назначенных в соответствии с Законом Тульской области № 248-ЗТО.

25 июля 2005 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области».

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 2 данного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, за исключением пенсий по старости, назначенных гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно ст.3 данного Закона финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим производится за счёт средств местных бюджетов.

В соответствии со ст.12 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО лицам, которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена до вступления в силу настоящего Закона, пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с настоящим законом. Для исчисления размера пенсии за выслугу лет, органом социальной защиты населения в трехмесячный срок производится перерасчет размера ранее установленной ежемесячной доплаты к пенсии по нормам, предусмотренным настоящим Законом. В случае, если сумма пенсии и ранее назначенной доплаты к ней превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающийся по нормам настоящего Закона, пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с настоящим Законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.

Также, в прежнем более высоком размере, предусмотрена выплата доплаты к трудовой пенсии государственным служащим в Законе Тульской области от 7 октября 2008 года № 1092-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещающим должности в органах государственной власти и управления Тульской области в составе Союза ССР и РСФСР».

Из пояснений истца, письменных материалов дела, а именно: заявления Савельевой Д.И., распоряжения главы администрации МО Чернский район от 03.03.2006 года № 130-р, писем государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» от 15.09.2011 года № 1662 и от 21.10.2011 года № 2042, следует, что с 1 января 2006 года Савельевой Д.И. назначена пенсия за выслугу лет без учета наличия у неё права на получение доплаты к государственной пенсии по старости и в нарушение требований ст.12 Закона Тульской области № 610-ЗТО, то есть в меньшем размере, чем предусмотрено Законом Тульской области.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что назначение Савельевой Д.И. пенсии за выслугу лет без учета требований ст.12 Закона Тульской области № 610-ЗТО, нарушает её право на получение социального обеспечения в надлежащем размере, и ставит истицу в неравное положение по отношению к другим пенсионерам, которым возобновлены выплаты доплаты к пенсии, что противоречит положениям Конституции РФ.

Судом также установлено, что постановление главы муниципального образования «Чернский район» от 16.10.2002 года № 10-508 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Савельевой Д.И.» принято в соответствии с требованиями статьи 2 Закона Тульской области № 248-ЗТО и в пределах полномочий должностного лица, в связи с чем, является законным. На момент рассмотрения дела в суде данное постановление является действующим.

С учетом установленных обстоятельств и, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд считает, что истица Савельева Д.И. на период приостановления выплат не лишалась права на получение доплаты к государственной пенсии по старости, а пенсия за выслугу лет должна быть ей назначена в прежнем более высоком размере, с учетом ранее назначенной доплаты к государственной пенсии.

Суд также исследовал расчеты задолженности по пенсии за выслугу лет, представленные государственным учреждением Тульской области «Управлением социальной защиты населения Чернского района» и истцом Савельевой Д.И., которые являются идентичными. В судебном заседании представитель ответчика Никоноренкова Ю.Н. указанные расчеты не оспаривала. Из расчетов следует, что Савельева Д.И. имела право на получение доплаты к государственной пенсии за период с 01.07.2009 года по 30.09.2011 года в размере <данные изъяты>. Пенсия за выслугу лет в указанный период получена Савельевой Д.И. в размере <данные изъяты>. Таким образом, задолженность по пенсии за выслугу лет Савельевой Д.И. составляет <данные изъяты>. Суд принимает данные расчеты задолженности, представленные государственным учреждением Тульской области «Управлением социальной защиты населения Чернского района» и истцом Савельевой Д.И., так как они произведены в соответствии с требованиями закона.

Савельева Д.И. так же просит взыскать с ответчика убытки, причинённые неисполнением денежных обязательств.

В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании ч.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В отношении размера подлежащих возмещению убытков действует общий принцип, заключающийся в необходимости их полной компенсации. Это означает, что подлежат возмещению все причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства убытки, независимо от характера вины или имущественного положения причинителя.

В судебном заседании установлено, что Савельева Д.И. с 1 января 2006 года является получателем пенсии за выслугу лет. Задолженность администрации МО Чернский район Тульской области перед Савельевой Д.И. по пенсии за выслугу лет за период с 01.07.2009 года по 30.09.2011 года составляет <данные изъяты>.

На момент рассмотрения дела в суде указанная задолженность Савельевой Д.И. не выплачена.

Таким образом, судом установлено, что обязательства по выплате Савельевой Д.И. пенсии за выслугу лет в надлежащем размере администрацией МО Чернский район не исполнены.

Суд полагает, что в связи с ростом потребительских цен, покупательная способность подлежащей выплате денежной суммы значительно снизилась, в результате чего Савельевой Д.И. были понесены убытки, связанные с невыплатой указанных сумм. Неисполнение администрацией МО Чернский район Тульской области обязательства по выплате Савельевой Д.И. пенсии за выслугу лет в надлежащем размере, в сумме <данные изъяты>, является основанием для взыскания с ответчика убытков с учётом индексов потребительских цен по Тульской области.

Суд считает, что указанная задолженность по выплате Савельевой Д.И. пенсии за выслугу лет подлежит индексации с учётом индексов потребительских цен по Тульской области, характеризующих уровень инфляции в месте проживания истца, за период с августа 2009 года по октябрь 2011 года, исходя из заявленных требований истца, то есть, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором начала образовываться задолженность, до октября 2011 года, то есть до месяца, следующего за полным месяцем, который указан в исковом заявлении, как последний месяц образовавшейся задолженности.

Суд соглашается с расчетом убытков, который представила истец Савельева Д.И., поскольку он является арифметически правильным и при его составлении были использованы надлежащие индексы потребительских цен по Тульской области, начиная с августа 2009 года – 0,992.

Согласно индексов потребительских цен по Тульской области за 2009 – 2011 годы Савельевой Д.И. надлежит выплатить убытки в сумме <данные изъяты>.

Истцом также заявлены требования о взыскании с администрации МО Чернский район Тульской области в пользу Савельевой Д.И. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

Суд считает, что судебные расходы, понесенные Савельевой Д.И. по делу, подлежат взысканию в её пользу, так как они подтверждаются квитанцией об уплате государственной пошлины от 27.09.2011 года.

Учитывая изложенное, суд полагает, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Савельевой Д.И. удовлетворить.

Признать за Савельевой Д.И. право на получение пенсии за выслугу лет в прежнем более высоком размере, соответствующим размеру доплаты к пенсии, назначенной Савельевой Д.И. постановлением главы муниципального образования «Чернский район» от 16.10.2002 года № 10-508 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии Савельевой Д.И.».

Взыскать с администрации муниципального образования Чернский район Тульской области в пользу Савельевой Д.И. задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 01.07.2009 года по 30.09.2011 года в сумме <данные изъяты>, убытки, причинённые ненадлежащим исполнением обязательств в указанный период, в сумме <данные изъяты> и уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>, а всего в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: О.Ю.Митин