Решение от 12.03.2012 года по гражданскому делу № 2-112/12



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года пос. Чернь Тульской области

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Васькова Е.И.,

при секретаре Пановой Е.Ю.,

истца Кутанова А.В.,

представителя истца Хрусталева А.В.,

представителя ответчика – администрации МО Поповское Чернского района Тульской области Гребенькова А.А.,

третьего лица Волковой М.Л.,

представителя третьего лица – комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Кузнецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-112/12 по иску Кутанова Александра Васильевича к администрации МО Поповское Чернского района Тульской области о признании права собственности в порядке наследования,

установил:

Кутанов А.В. обратился в суд иском к администрации МО Поповское Чернского района Тульской области о признании права собственности в порядке наследования, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец - К. После смерти отца он является наследником первой очереди по закону. При жизни его отец составил завещание, которое было удостоверено нотариусом Чернского района Тульской области Исаевой Л.Н. 18 ноября 1997 года и зарегистрировано в реестре за № 1422. После смерти отца истец принял наследство, что подтверждается выданным ему нотариусом свидетельством о праве на наследство от 08 февраля 2006 года. На основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ его отцу в собственность была передана квартира в доме по <адрес> Чернского района Тульской области, общей площадью 53,4 кв.м, в том числе жилой площадью 28,5 кв.м. Так как К являлся инвалидом, ему было трудно передвигаться и, находясь в болезненном состоянии, он не успел зарегистрировать договор передачи в администрации муниципального образования, а также в установленном законом порядке зарегистрировать право собственности на квартиру. Таким образом, при жизни К выразил свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения и заключил договор передачи занимаемого им жилого помещения. Истец просит суд включить в наследственную массу имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> и признать за Кутановым А.В. право собственности на указанную квартиру в порядке наследования.

Истец Кутанов А.В. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель истца по доверенности Хрусталев А.В. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил суд включить имущество в виде квартиры, инвентарный номер , расположенной по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, в наследственную массу наследодателя К, умершего ДД.ММ.ГГГГ и признать за Кутановым Александром Васильевичем право собственности на указанную квартиру, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что К на основании договора передачи № 94 от 7 августа 2003 года в порядке приватизации СПК <данные изъяты> в собственность была передана квартира, расположенная по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>. В связи с болезненным состоянием К указанный договор в установленном законом порядке зарегистрирован не был, право собственности на данную квартиру оформлено не было. Наследником первой очереди по закону после смерти К является его сын – Кутанов А.В., которому в установленном законом порядке было выдано свидетельство о праве на наследство. Согласно свидетельству о праве на наследство Кутанов А.В. является наследником, принявшим наследство после смерти отца, считает, что поскольку К при жизни выразил свою волю на приватизацию и оформил договор передачи, Кутанов А.В. является наследником квартиры, расположенной по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> Договор передачи № 94 от 7 августа 2003 года истец обнаружил в декабре 2011 г., в документах, оставленных его отцом.

Представитель ответчика администрации МО Поповское Чернского района Тульской области Гребеньков А.А. просил принять решение по заявленным требованиям на усмотрение суда. Пояснил, что квартира, расположенная по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> находится в 12-ти квартирном панельном доме 1982 года постройки, который был передан администрации МО Поповское Чернского района Тульской области конкурсным управляющим на основании акта приема-передачи от 31 октября 2006 года после банкротства СПК <данные изъяты>. Архивные документы при передачи жилого фонда от СПК в муниципальное образования сохранены не были и администрации не передавались. В 2007 году у жителей дома была устно запрошена информация о приватизации ими квартир в данном доме и жители, которые приватизировали квартиры, в администрацию представили соответствующие документы. С остальными жителями дома администрацией МО Поповское были заключены договоры социального найма. Документы о том, что квартира в указанном доме приватизирована, Кутановым А.В. в администрацию МО Поповское представлено не было. В настоящее время право собственности на указанную квартиру за администрацией МО Поповское Чернского района Тульской области не зарегистрировано.

Третье лицо – Волкова М.Л., действующая за себя лично и как законный представитель несовершеннолетнего сына – А, в судебном заседании просила принять решение по заявленным требованиям на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Волковой М.Л. – Исаев В.Н. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представителя третьего лица – комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству – Кузнецова Н.С. в судебном заседании просила принять решение по заявленным требованиям на усмотрение суда.

Третье лицо – нотариус Чернского нотариального округа Тульской области - Исаева Л.В. в судебное заседание не явилась, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица – администрации МО Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление заместителя главы администрации о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования признает в полном объеме.

Свидетель Т показал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ год он являлся руководителем СПК <данные изъяты> в д.Поповка Чернского района Тульской области. В 2006 году СПК <данные изъяты> был признан банкротом. После того, как разрешили приватизировать жилые помещения, все работающие в СПК граждане, изъявившие желание приватизировать жилые помещение, принадлежащие на тот момент СПК, обращались с заявлением о приватизации в плановый отдел СПК. В плановом отделе заявления граждан о приватизации рассматривали и готовили все необходимые для этого документы, в том числе и проект договора передачи жилого помещения. После подготовки документов граждане подписывали договор и он передавался для подписания руководителю СПК, то есть ему. С умершим К он был знаком лично, может охарактеризовать его только с положительной стороны, последний работал в СПК <данные изъяты> механизатором. Он помнит, что К обращался в СПК с заявлением о приватизации. В представленном ему договоре передачи № 94 от 7 августа 2003 года имеется его подпись, на договоре стоит печать СПК <данные изъяты>. Договор передачи соответствует по форме тем договорам, которые заключались с гражданами. Почему представленный ему договор передачи не был зарегистрирован в администрации МО Чернского района он не знает. Перед смертью К болел.

Свидетель Г показала, что в 2003 году она работала экономистом в СПК <данные изъяты> в <адрес> Чернского района Тульской области. В ее должностные обязанности входила подготовка необходимых для приватизации гражданами документов. Процедура подготовки документов была следующая. Граждане, изъявившие желание приватизировать жилье, обращались в СПК с заявлением о приватизации и представляли все необходимые для этого документы. Представленные документы она отвозила в <адрес> в организацию «Жилкомреформа» (ранее «Жилкомхоз»), где документы проверяли и готовили проект договора передачи, а также делали расчет стоимости приватизируемого жилого помещения. Затем она передавала указанный договор и расчет стоимости лицам, приватизирующим жилье. Граждане подписывали договор, после чего он передавался на подпись руководителю СПК. С умершим К она была знакома, он работал в СПК. Она помнит, что К писал заявление на приватизацию и она готовила необходимые для приватизации документы, в том числе и договор передачи. На момент приватизации квартиры К в квартире был также зарегистрирован его сын – Кутанов А.В., который от участия в приватизации на тот момент отказался. В представленном ей договоре передачи от ДД.ММ.ГГГГ рукописные записи «7 августа 2003 г., № 94» выполнены ею. Почему представленный ей договор передачи не был в установленном законом порядке зарегистрирован она не знает.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст.7 указанного закона (в редакции Федерального закона от 20 мая 2002 года № 55-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений) передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В силу ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Из смысла данной статьи следует, что жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий подлежал приватизации на общих основаниях.

Судом установлено, что в соответствии с договором передачи № 94 от 7 августа 2003 года СПК <данные изъяты>, в лице руководителя Т, передал К в собственность квартиру в доме по <адрес> Чернского района Тульской области общей площадью 51,4 кв.м., в том числе жилой 28,5 кв.м. Договор был подписан сторонами, что в своих показаниях подтвердили свидетели Т и Г

Согласно справке ГУП Тульской области «Жилкомреформа» № 49 от 01 марта 2012 года в регистрационном журнале за 2003 год присутствует запись от 10 июля 2003 года №32812 о приеме опросного листа на гр. К для оформления договора передачи и расчета стоимости, документы были выданы под роспись представителю СПК <данные изъяты> 23.07.2003 г.

ДД.ММ.ГГГГ К умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <данные изъяты>.

В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Учитывая изложенное, суд считает, что умерший ДД.ММ.ГГГГ К при жизни выразил свою волю на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>. Доказательств о том, что К отказался от участия в приватизации, суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное.

В соответствии с абз.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.

На основании ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются супруг, дети и родители наследодателя.

Из объяснений истца, его представителя, представителя ответчика, показаний свидетелей Т, Г, письменных доказательств, а именно -справки ГУП Тульской области «Жилкомреформа» № 49 от 01.03.2012 г. договора передачи № 94 от 07.08.2003 г. и расчета стоимости квартиры, кадастрового паспорта жилого помещения от 17.02.2012 г., выписки из технического паспорта на объект капитального строительства № 26 от 17.02.2012 г. следует, что наследодателю К в собственность в порядке приватизации была передана квартира общей площадью 51,4 кв.м., в том числе жилой 28,5 кв.м., инвентарный номер расположенная по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес> однако договор в установленном порядке зарегистрирован не был.

Таким образом, в наследственную массу наследодателя К подлежит включению квартира, расположенная по указанному адресу.

В спорной квартире на регистрационном учете в настоящее время состоят Волкова М.Л. и ее несовершеннолетний сын – А, которые решением Чернского районного суда Тульской области от 28.10.2011 г. вступившим в законную силу 22.12.2011 г. признаны неприобретшими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, не зарегистрировано.

Согласно копии повторного свидетельства о рождении серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС муниципального образования Чернский район Тульской области, наследником по закону первой очереди после смерти К является его сын – Кутанов Александр Васильевич.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Из объяснений истца, его представителя, письменных материалов дела, а именно – свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом Чернского нотариального округа Тульской области и зарегистрированного в реестре за № 715, сообщения № 44 от 27 февраля 2012 года нотариуса Чернского нотариального округа следует, что наследником, принявшим наследство после смерти К является его сын - Кутанов А.В.

С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд полагает, что требования Кутанова А.В. о включении имущества в виде квартиры, инвентарный номер , расположенной по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, в наследственную массу наследодателя К, умершего ДД.ММ.ГГГГ и признании за Кутановым А.В. право собственности на указанную квартиру в порядке наследования по закону являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Кутанова А.В. удовлетворить.

Включить имущество в виде квартиры, инвентарный номер расположенной по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, в наследственную массу наследодателя К, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Кутановым Александром Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, инвентарный номер , расположенную по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ДД.ММ.ГГГГ его отца - К

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.И.Васьков