РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 июля 2012 года пос. Чернь Чернский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Духовской Е.Р., при секретаре Шадыкиной Н.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Чернского района Тульской области Дрейт Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-369/12 по заявлению прокурора Чернского района Тульской области в интересах муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил: Прокурор Чернского района Тульской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Чернского района Тульской области на постоянной основе осуществляется мониторинг муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Чернского района, на предмет соответствия их нормам и требованиям федерального законодательства, а также законодательства субъекта федерации. Так, решением Собрания депутатов МО рабочий посёлок Чернь Чернского района от 06.03.2006 г. № 6-16 утверждены тарифы разовых сборов за место торговли и разрешено осуществление торговли по <адрес> (напротив типографии) и от магазина <данные изъяты> до перекрестка <адрес>. Проверкой установлено, что еженедельно (по пятницам) по ул. Космонавтов (от магазина <данные изъяты> до пересечения с <адрес>) осуществляется торговля промышленными и продуктовыми товарами. Администрацией МО рабочий поселок Чернь Чернского района разовые сборы за места еженедельной (по пятницам) торговли по <адрес>, согласно утвержденным решением Собрания депутатов МО р.п. Чернь от 06.03.2006 г. № 6-16 тарифам, не производятся, контроль за полнотой и своевременным поступлением средств в местный бюджет не осуществляется. В связи с выявленными нарушениями, прокурором района в Собрание депутатов МО рабочий поселок Чернь 16.04.2012 года внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. По итогам рассмотрения представления прокурора Собрание депутатов МО рабочий поселок Чернь решением от 03.05.2012 года № 34-164 признало утратившим силу решение от 06.03.2006 года № 6-16, определило места для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь и установило размеры платы за места торговли. В ходе проверки решения Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь Чернского района от 03.05.2012 г. № 34-164 «Об определении мест для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области» было установлено, что пункты 4, 10 и 12 противоречат действующему законодательству. Решением Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь Чернского района от 03.05.2012 года № 34-164, вступившим в законную силу 23.05.2012 года (опубликовано в районной газете «Заря» № 40 от 23 мая 2012 г.), определены места для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района и утверждены размеры разовых сборов за право торговли. В нарушение норм Российского законодательства на определенных решением Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от 03.05.2012 года № 34-164 местах уличной мелкорозничной торговли, пунктом 4 запрещена торговля алкогольными напитками, пивом, питьевым спиртом, табачной продукцией. Таким образом, Собрание депутатов МО рабочий поселок Чернь, установив запрет на продажу алкогольной и табачной продукцией, превысило свои полномочия, что в соответствии п. «д» ст. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором, то есть принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Данный запрет может повлечь нарушение прав хозяйствующих субъектов, которые в соответствии с федеральным законодательством имеют право на реализацию алкогольной и табачной продукцией. Вместе с этим, не понятен смысл п. 10 решения о том, что глава администрации муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района (Малинников А.В.) организовывает работу за место торговли согласно утвержденным тарифам, и какие это влечет правовые последствия, тогда как п. 12 данного решения за Т закреплено право на осуществление разовых сборов за места торговли. Таким образом, между п. 10 и п. 12 имеются противоречия. Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в Российской Федерации, в силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона ль 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Согласно ст.ст. 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса. В силу п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Таким образом, к неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от торговли в установленных органом местного самоуправления местах. В нарушение указанных норм, пунктом 12 решения Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от 03.05.2012 года № 34-164 за Т закреплено право на осуществление по пятницам в период с 8-00 до 12-30 часов разовых сборов за места торговли по <адрес> от магазина <данные изъяты> до пересечения <адрес>, которые в бюджет муниципального образования рабочий <адрес> не поступают. Выявленные нарушения бюджетного законодательства нарушают права граждан и юридических лиц, усложняют их доступ к материальным благам, препятствуют нормальной реализации субъективных прав и законных интересов, создавая тем самым условия для совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Устранение нарушений бюджетного законодательства будет способствовать профилактике коррупционных проявлений в указанной сфере деятельности муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района. В связи с выявленными нарушениями 01.06.2012 года прокурором района на решение Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от 03.05.2012 года № 34-164 принесен протест, в котором потребовал пункты 4, 10, 12 привести в соответствие в требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федерального закона от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». По итогам рассмотрения протеста 26.06.2012 года Собранием депутатов МО рабочий поселок Чернь принято решение № 37-171, которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрации МО рабочий поселок Чернь поручено провести всестороннее изучение вопроса целесообразности использования для торговли территории от магазина «Спектр» до пересечения с <адрес> (вдоль предприятия коммунального хозяйства) с привлечением служб ответственных за противопожарную безопасность и санитарное состояние рынка (ГИБДД, Пожнадзор, Роспотребнадзор); учесть мнения жителей и владельцев индивидуальных гаражей на прилегающей территории. Таким образом, требования прокурора представительным органом МО рабочий поселок Чернь до настоящего времени не исполнены. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Просит признать пункты 4 и 12 решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области от 03.05.2012 года № 34-164 «Об определении мест для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области» недействующими. В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Чернского района Тульской области Дрейт Ю.В. поддержала заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просила признать пункты 4 и 12 решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области от 03.05.2012 года № 34-164 «Об определении мест для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области» недействующими. Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Ходатайства о рассмотрение дела в отсутствие представителя не заявлял. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Выслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. п. 1 и 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 3 которого, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены ст. 15 Закона о местном самоуправлении. Судом установлено, что Решением Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь Чернского района от 03.05.2012 года № 34-164, вступившим в законную силу 23.05.2012 года (опубликовано в районной газете «Заря» № 40 от 23 мая 2012 г.), определены места для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района и утверждены размеры разовых сборов за право торговли. Пунктом 4 данного Решения определено, что «на вышеуказанных территориях запрещается торговля алкогольными напитками, пивом, питьевым спиртом, табачной продукцией». Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции, согласно ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ, регулируются государством. Федеральным законом от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» определён порядок реализации табачной продукции. Полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», запрет на торговлю спиртосодержащей продукцией и табачными изделиями, к которым не относится. Таким образом, запрет на торговлю алкогольными напитками, пивом, питьевым спиртом, табачной продукцией влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, которые в соответствии с федеральным законодательством имеют право на реализацию алкогольной и табачной продукцией. Из пункта 12 решения Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от 03.05.2012 года № 34-164 следует, что «согласно ранее достигнутой договоренности между муниципальным образованием Чернский район, администрацией поселка и Т осуществившей в ДД.ММ.ГГГГ ремонт <адрес> (асфальтирование и расширение), закрепить за Т право на осуществление разовых сборов за места торговли по <адрес> от магазина <данные изъяты> до пересечения <адрес> по пятницам в период с 8-00 до 12-30 часов». Причем п. 10 решения Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от 03.05.2012 года № 34-164 установлено, что главе администрации муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района (А.В. Малинников) организовать работу за место торговли согласно утвержденным тарифам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в Российской Федерации, в силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона ль ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. На основании ст.ст. 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса. В силу п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Таким образом, к неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от торговли в установленных органом местного самоуправления местах. В нарушение указанных норм, пунктом 12 решения Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от ДД.ММ.ГГГГ № за Т закреплено право на осуществление разовых сборов за места торговли, которые в бюджет муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области не поступают. Согласно протесту прокурора Чернского района Тульской области от 01.06.2012 года № Собранию депутатов МО рабочий <адрес> необходимо пункты 4, 10, 12 решения Собрания депутатов МО рабочий поселок Чернь от 03.05.2012 года № привести в соответствие в требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федерального закона от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Требования прокурора Собранию депутатов МО рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области до настоящего времени не исполнены. Исходя из чего, суд признал, что требования о признать пункты 4 и 12 решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области от 03.05.2012 года № 34-164 «Об определении мест для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области» недействующими обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Чернского района Тульской области удовлетворить. признать пункты 4 и 12 решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области от 03.05.2012 года № 34-164 «Об определении мест для уличной торговли на территории муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области» недействующими. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда. Председательствующий /подпись/ Е.Р. Духовская = Копия верна = Судья Е.Р. Духовская