Решение от 19.04.2011 года по гражданскому делу № 2-241/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года пос. Чернь Тульской области

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Митина О.Ю.,

при секретаре Подчуфаровой В.А.,

с участием истца Куш В.В. и представителя ответчика Лилейкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-241/11 по иску Куш Владимира Викторовича к государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района», департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат и ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности назначить указанные меры социальной поддержки,

установил:

Куш В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района», департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат и ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности назначить указанные меры социальной поддержки, мотивируя исковые требования тем, что он является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации с 23 мая 2004 года, ветераном военной службы и ветераном труда. В силу Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О ме­рах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» он имеет право на получение мер социальной поддержки. 10 февраля 2011 года он обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» с заявлением о назначении ему ежемесячных денежных выплат и ежемесячной денежной компенсации. Однако в удовлетворении заявления ему было отказано, что является нарушением его прав на получение мер социальной поддержки. Просит признать за ним – Куш Владимиром Викторовичем, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, ежемесячной денежной компенсации, и обязать государственное учреждение Тульской области «Управление соци­альной защиты населения Чернского района», назначить ему указанные ежемесячные денежные выплаты и ежемесячную денежную компенсацию с момента обращения с заявлением – 10 февраля 2011 года.

В судебном заседании истец Куш В.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, ежемесячной денежной компенсации, и обязать государственное учреждение Тульской области «Управление соци­альной защиты населения Чернского района», назначить ему указанные ежемесячные денежные выплаты и ежемесячную денежную компенсацию с момента обращения с заявлением - 10 февраля 2011 года.

Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» по доверенности Лилейкина И.А. иск не признала и пояснила, что, по мнению Управления, требования Куш В.В. являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств. Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие факт достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными Законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пенсионному удостоверению пенсия истцу назначена по нормам специального законодательства, т.е. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную служит, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом из анализа ст. 2 Закона № 4468-1 и ст.ст. 8,15 Закона № 166-ФЗ следует, что рассматриваемые Законы не подлежат применению в их совокупности. Указанный вывод находит свое подтверждение в разъяснениях Минздравсоцразвития РФ «О порядке применения статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом от 26.12.2006 № 880, о том, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также членов их семей, а не офицеров, которым являлся истец. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Следовательно, для предоставления гражданину мер социальной поддержки на основании ст. 3 и ст. 7 Закона № 493-ЗТО необходима совокупность двух юридически значимых фактов: 1) наличие статуса «Ветеран труда»; 2) достижение возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными Законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает, что право на меры социальной поддержки по ст. 3 и ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО у истца в настоящее время отсутствует, ввиду не достижения возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика - департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судебной повесткой, в деле имеются письменные возражения на исковое заявление Куш В.В., в которых ответчик иск не признает по следующим основаниям. На основании ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки в виде 50 % оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возрасте 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Указанные в Законе Тульской области меры социальной поддержки в виде 50% оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются лицам, достигшим соответствующего пенсионного возраста. Истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости на основании федерального законодательства.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, законодательство которых не может противоречить федеральному законодательству.

Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда, ветераны военной службы.

Пунктом 1 части 1 статьи 7 вышеназванного Закона определены лица, являющиеся ветеранами труда. Это – лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Статьями 10, 13 и 22 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

До внесения 22 августа 2004 года изменений в Федеральный закон «О ветеранах», статья 22 указанного закона предусматривала в качестве мер социальной защиты ветеранов труда, в том числе, оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг. При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Однако в силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), меры социальной поддержки ветеранов труда стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение федерального законодательства, 28 декабря 2004 года был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», который стал регулировать правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Пунктом 2 статьи 1 данного закона (в редакции от 21.12.2009) установлено, что право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда, а так же граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В силу ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО);

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Закона Тульской области от 10.11.2010 № 1499-ЗТО).

Кроме того, согласно п.2 ч. 1 ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Изложенное свидетельствует о том, что положения статьи 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не подлежат применению без учета положений статей 3 и 7 данного закона, и что только положениями статьи 3 Закона, предусмотрено обязательное условие - достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление данных мер социальной поддержки.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истец Куш В.В. в порядке, установленном действующим законодательством, получил статус ветерана труда, в связи с чем имеет право на льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона РФ «О ветеранах».

Получение истцом звания «Ветеран труда» подтверждается удостоверением серии Т № 551138, выданным на имя Куш В.В. государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» 3 февраля 2011 года, которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, а так же дающим право на льготы, предъявляемые на условиях и в порядке, установленных ст.ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Оснований полагать, что истцу Куш В.В. звание «Ветеран труда» было присвоено с нарушением требований Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», у суда не имеется.

Факт того, что Куш В.В. назначена пенсия за выслугу лет с 23 мая 2004 года, подтверждается пенсионным удостоверением ГФ № 020288, выданным Военным комиссариатом Тульской области 16 июня 2004 года.

Из пояснений истца, письменных материалов дела, а именно копии паспорта 70 07 № 939226, выданного ТП УФМС России по Тульской области в Чернском районе 21.09.2007 года, следует, что Куш В.В. зарегистрирован и постоянно проживает на территории Тульской области по адресу: <адрес>, что соответствует требованиям ч.1 ст.8 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Из ответа ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» № 283 от 18.02.2011 года усматривается, что истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки, ввиду не достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

Анализируя данное сообщение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика, являются необоснованными по следующим основаниям.

В настоящее время законодательством Российской Федерации условия и нормы пенсионного обеспечения установлены Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), и от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Так, согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. К видам пенсии, назначаемым по государственному обеспечению, относится и пенсия за выслугу лет (п.п. 1 ч 1 ст. 5 вышеназванного Закона), назначаемая в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом, в силу ст. 2 Федерального Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет, как один из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Оценивая установленные факты в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Куш В.В., относится к государственным пенсиям в Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, тем более, что и ФЗ № 166-ФЗ РФ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают назначение пенсии ранее достижения установленного пенсионного возраста – 60 лет (для мужчин), и 55 лет (для женщин), в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан. Поэтому возраст, дающий право на назначение пенсии, может быть различным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ № 283 от 18.02.2011 года ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» в предоставлении Куш В.В. мер социальной поддержки является незаконным.

Доводы представителя ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» Лилейкиной И.А. в судебном заседании в части того, что истцу надлежит отказать в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, как не достигшему возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости, суд считает несостоятельными, поскольку Куш В.В. является не только пенсионером МО РФ, но и ветераном труда.

Куш В.В., получая пенсию за выслугу лет, являясь ветераном труда, достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, что ответчиком не оспаривается, относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», и имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Как усматривается из копии заявления от 10 февраля 2011 года о предоставлении мер социальной поддержки, Куш В.В. обратился в орган социальной защиты населения по месту своего жительства. Данное заявление подано истцом и принято ГУ Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» 10 февраля 2011 года, что следует из содержания ответа на заявление № 283.

Поскольку заявление Куш В.В. ГУ Тульской области «Управлением социальной защиты населения Чернского района» было принято к рассмотрению, следовательно, к нему были приложены документы, установленные «Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате ежемесячной денежной выплаты, жилого помещения и коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», которое утверждено постановлением Администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30, действующим на момент обращения Гладких А.М.

Согласно п.п.1 п.1 указанного Положения, право на ежемесячную денежную выплату имели ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В силу п. 19 Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8 - 9 настоящего Положения.

Учитывая тот факт, что истец обратился с заявлением о назначении ему ежемесячных денежных выплат в орган социальной защиты населения 10 февраля 2011 года, суд приходит к выводу о том, что в силу п.19 Положения требования истца Куш В.В. о возложении обязанности назначить ему ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату на оплату жилья и коммунальных услуг с 10 февраля 2011 года, являются обоснованными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Куш В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

иск Куш В.В. удовлетворить.

Признать за Куш Владимиром Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» назначить Куш Владимиру Викторовичу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива, с 10 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: / подпись / О.Ю.Митин

= Копия верна =

Судья: О.Ю.Митин