РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2012 года пос. Чернь Тульской области Чернский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Васькова Е.И., при секретаре Булавинцевой И.В., с участием истца Митиной Г.М., представителя ответчика Ремизовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-441/12 по иску Митиной Г.М. к государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», установил: Митина Г.М. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», мотивируя исковые требования тем, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в филиале по Чернскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Тульской области. Ее общий трудовой стаж в льготном исчислении составляет более 20 лет. С ДД.ММ.ГГГГ она имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», что подтверждается справкой УФСИН России по Тульской области от 25.11.2011 г. №. В период прохождения службы истец награжден ведомственными наградами – медалями «За отличие в службе» 2-й и 3-й степени. В феврале 2012 года она обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано, в связи с тем, что её трудовой стаж составляет менее 20 лет. Полагает, что данный отказ не основан на нормах законодательства. Просит признать за ней – Митиной Г.М. право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение установленного образца. В судебном заседании истец Митина Г.М. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» по доверенности Ремизова Н.В. иск не признала и пояснила, что, по мнению Учреждения, требования Митиной Г.М. являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Федеральный закон «О ветеранах», выделяя такие категории ветеранов как ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда, определяет различные требования для их присвоения. В связи с этим требования к стажу, трудовому стажу или продолжительности военной службы при установлении соответствующего звания ветерана не могут применяться для присвоения другого звания ветерана. Условием присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология, утратившего силу с 01.01.2002 г. Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», поскольку в действующем Федеральном законе от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается. В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж, то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении: мужчинам – не мене 25 лет, женщинам – не менее 20 лет. Причем действие закона не распространялось на лиц, проходивших государственную службу. В статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержатся правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан до 1 января 2002 г.. Так, расчетный размер трудовой пенсии определяется в установленном порядке в зависимости от продолжительности общего трудового стажа. При этом различаются полный и неполный (имеющийся) общий трудовой стаж. Под полным трудовым стажем в Законе понимается 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Следовательно, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж», необходимый для назначения пенсии по старости», учитывается трудовой стаж в 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. На момент обращения Митиной Г.М. с заявлением её общий трудовой стаж составлял 16 года 2 месяца 5 дней, что не дает оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда». Представитель третьего лица – министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство представителя по доверенности министерства о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Митина Г.М. имеет трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается сведениями о работе содержащимися в трудовой книжке ТК-III №, и справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым Митина Г.М. проходила службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ), в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № лс от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время. Её выслуга за указанный период составила 20 лет 6 месяцев 1 день в льготном исчислении. Из копий наградных удостоверений следует, что приказами Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Митина Г.М. награждена двумя медалями - «За отличие в службе» 2-й и 3-й степени, а согласно удостоверению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ награждена памятной медалью. Таким образом, Митина Г.М. награждена медалями, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что в судебном заседании ответчиком не оспаривалось. 27 февраля 2012 года Митина Г.М. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив необходимые документы. Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Митиной Г.М. звания «Ветеран труда» Государственным учреждением Тульской области «Управлением социальной защиты населения Чернского района» послужило то обстоятельство, что согласно представленным документам трудовой стаж Митиной Г.М. в совокупности составляет менее 20 календарных лет, то есть, согласно мнению представителя учреждения, трудового стажа, необходимого для назначения звания «Ветеран труда», у Митиной Г.М. не имеется. Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» является несостоятельной и не основана на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22 августа 2004 года в данный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного положения Федерального закона, 28.02.2007 года принят Закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. Таким образом, в Законе Тульской области указаны те же основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», которые предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах». Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются основаниями для присвоения звания «Ветеран труда». Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия. Пенсия за выслугу лет назначается в том числе и гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец, являвшийся сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Согласно ст. 8 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции от 10.12.2010 года) право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 20 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, судом установлено, что у Митиной Г.М. имеется трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии за выслугу лет, предусмотренной нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». При этом порядок исчисления трудового стажа (общий или льготный) правового значения при применении указанных норм законодательства не имеет. Наличие у Митиной Г.М. трудового стажа, необходимого для назначении пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», само по себе не может свидетельствовать об отсутствии у нее права на государственное пенсионное обеспечение, поскольку указанный Закон Российской Федерации не определяет перечень лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение, и виды назначаемых пенсий, а лишь устанавливает порядок назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, что основано на положении ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ. При таких данных суд не может рассматривать указанный факт, как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда». Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком неверно истолкованы положения указанных выше норм материального права, что привело к нарушению прав истца на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Учитывая изложенное, суд считает, что Митина Г.М. на момент обращения в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет и была награждена медалями, что свидетельствует о наличии у неё права на присвоение звание «Ветеран труда». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» об отказе присвоить Митиной Г.М. звание «Ветеран труда», является незаконным и необоснованным. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 года № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. Согласно данному регламенту, результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд полагает возможным обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» присвоить Митиной Г.М. звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Митиной Г.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд, решил: иск Митиной Г.М. удовлетворить. Признать за Митиной Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» присвоить Митиной Г.М. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение установленного образца. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда. Председательствующий: подпись / Е.И. Васьков = Копия верна = Судья: Е.И. Васьков