Решение от 23.10.2012 года по гражданскому делу № 2-458/12



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2012 года                       пос.Чернь

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Николаевой Г.В.,

при секретаре Чекалиной Н.Е.,

с участием истца Карасёва И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасёва И.Н., Иост Т.Н. и Кежватовой С.Н. к администрации МО Поповское Чернского района о признании права общей долевой собственности на часть жилого дома,

у с т а н о в и л :

Карасёв И.Н., Иост Т.Н. и Кежватова С.Н. обратились в суд с иском к администрации МО Поповское Чернского района Тульской области о признании за собой права общей долевой собственности на часть жилого дома, мотивируя свои требования тем, что 17.05.1993 года совхоз <данные изъяты> по договору передачи № 2 передал истцам, а также Э. и К. в совместную собственность жилое помещение, расположенное по <адрес>, как квартиру. После регистрации договора передачи в администрации Чернского района и в бюро технической инвентаризации были выданы свидетельство о регистрации права собственности и регистрационное удостоверение. После смерти отца - К., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, и матери Э., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, истцы вступили в наследство по 1/3 доли в праве каждый на имущество родителей, т.е на их 1/5 доли. Однако, по мнению истцов переданное им по договору передачи жилое помещение является не квартирой, а частью жилого дома. В связи с тем, что приватизированное жилое помещение не соответствует жилищному и гражданскому законодательству, истцы не имеют возможности приобрести земельный участок на котором расположена часть дома и надворные постройки. В Чернском отделе Управления Росреестра по Тульской области разъяснили, что регистрация права собственности на жилое помещение возможна лишь на основании решения суда.

Просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, на часть жилого дома расположенного по <адрес>, общей площадью части дома 91,7 кв.м, жилой площадью 48,6 кв.м, под литером «А», подвал под литером «П» площадью 44,7 кв.м.

В судебном заседании истец Карасёв И.Н., действующий одновременно как представитель истцов Иост Т.Н и Кежватовой С.Н., заявленное требование поддержал, пояснив, что 17.05.1993 года совхоз <данные изъяты> по договору передачи № 2 передал в совместную собственность ему, а также Э., К., Т., фамилия которой после вступления брак стала Иост, и С. фамилия которой после вступления в брак была изменена на - Кежватову, жилое помещение, расположенное по <адрес>, как квартиру. На самом деле, данное жилое помещение является частью жилого дома, а не квартирой, половины дома пронумерованы как кв. 1 и кв. 2., для удобства. Право собственности на данное жилое помещение зарегистрировано в бюро технической инвентаризации и в администрации Чернского района, о чем выдано свидетельство о регистрации права собственности и регистрационное удостоверение. В договоре, а так же в свидетельстве о регистрации права собственности и регистрационном удостоверении часть жилого дома указана как квартира. После смерти отца истцов - К.., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, его долю в праве собственности на жилое помещение унаследовала жена умершего - Э., которая в установленный законом срок обратилась к нотариусу за принятием наследства. Нотариусом Чернского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, но данное свидетельство не было своевременно зарегистрировано в БТИ пос.Чернь. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истцов - Э., и после ее смерти открылось наследство, состоящее из 1/5 доли квартиры в доме по <адрес>. Истцы в установленный законом срок вступили в наследство (в 1/3 доли каждый) на указанное имущество. Однако, поскольку часть жилого дома была передана семье Карасевых в собственность как квартира, истцы не имеют возможности приобрести земельный участок, на котором расположена часть жилого дома и надворные постройки. В Чернском отделе Управления Росреестра по Тульской области в регистрации права на часть жилого дома было отказано. Просит признать за ним - Карасевым И.Н., а также Иост Т.Н. и Кежватовой С.Н. право общей долевойсобственности (по 1/3 доли в праве каждому) на часть жилого дома, полагая, что приняв часть имущества матери, истцы приняли в наследство все имущество, принадлежащее ей на день открытия наследства, в том числе и 1/5 долю квартиры, ранее принадлежавшую их отцу.

Истец Иост Т.Н в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом.

Истец Кежватова С.Н. в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает и просит удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО Поповское Чернского района - в судебное заседание не явился, имеется письменное заявление главы администрации МО Поповское, в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. С исковыми требованиями согласны, возражений не имеют.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из объяснений истца и копии договора передачи № 2 от 17.05.1993 г. судом установлено, что совхоз <данные изъяты> передал Э., К., Карасеву И.Н., Т. и С. в совместную собственность квартиру , расположенную в доме по <адрес>.

Право собственности на данный объект было зарегистрировано за ними в бюро технической инвентаризации и администрации Чернского района, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности выданного администрацией Чернского района 19.05.1993 г. и копией регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ

Из копии справки о заключении брака , выданной ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельства о расторжении брака серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что после вступления в брак Т. была присвоена фамилия - Иост.

Из копии свидетельства о заключении брака серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что после вступления в брак С. была присвоена фамилия - Кежватова.

Из копии свидетельства о смерти серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что К. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии свидетельства о смерти серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Э. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники одной очереди наследуют в равных долях.

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Из ответа нотариуса Чернского нотариального округа Тульской области за № 205 от 05.10.2012 г., копии свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, копии решения Чернского райсуда Тульской области от 18 июня 1997 года об установлении долевой собственности, судом установлено, что наследником имущества К., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в том числе 1/5 доли квартиры, находящейся <адрес>, является жена - Э..

Из копии свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследниками имущества Э., умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из 1/5 доли квартиры в общей собственности, находящейся по <адрес>, являются в 1/3 доли каждый: сын - Карасёв И.Н., дочь - Иост Т.Н., дочь - Кежватова С.Н..

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Соответственно, следуя принципу универсального правопреемства, приняв в установленный законом срок часть имущества Э., истцы приняли в наследство все имущество, принадлежащее наследодателю на день открытия наследства.

Таким образом суд считает установленным тот факт, что после смерти родителей К. и Э. их доли в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>, унаследовали в равных долях истцы Карасёв И.Н., Иост Т.Н. и Кежватова С.Н.

Во всех вышеуказанных документах объектом права являлась квартира.

Однакоистцы утверждают в своем исковом заявлении, а также истец Карасеёв И.Н. пояснил в суде, что вышеуказанное жилое помещение является не квартирой, а частью жилого дома.

В соответствии с ч.1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся в частности жилой дом, часть жилого дома и квартира.

Согласно ч.ч.2 и 3 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно копии технического паспорта на здание (2-х квартирный жилой дом), жилое помещение, расположенное по <адрес>, общей площадью части дома 91,7 кв.м, жилой площадью 48,6 кв.м, является изолированным помещением в жилом доме, пригодном для проживания граждан, имеет изолированный вход в жилое помещение занимаемое истцами, при отсутствии помещения общего пользования, находится на земельном участке, разделенном и огороженном на две самостоятельные части для каждой части расположенного на нем жилого дома по <адрес>. На территории земельного участка, на котором расположено жилое помещение, занимаемое истцами, находятся надворные постройки.

Соответственно, в том числе исходя из буквального смысла ст. 16 ЖК РФ, жилое помещение, расположенное по <адрес>, является не квартирой, а частью жилого дома.

Следуя изложенному, суд приходит к выводу, что переданная по договору передачи Э., К., Карасеву И.Н., Т. и С. квартира, и часть жилого дома, расположенная по <адрес>, являются одним и тем же жилым помещением, а именно частью жилого дома.

Вместе с тем, в свидетельстве о регистрации права собственности и регистрационном удостоверении в качестве объекта указана квартира, расположенная по <адрес>. В Чернском отделе Росреестра по Тульской области в регистрации в ЕГРП записи о праве собственности на данное жилое помещение было отказано.

Таким образом, основания для удовлетворения иска имеются.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст. 1110, 1141, 1142, 1152, 1153 ГК РФ, ст.16 ЖК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Карасёва И.Н., Иост Т.Н. и Кежватовой С.Н. удовлетворить.

Признать за Карасёвым И.Н. (паспорт серия выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ), Иост Т.Н. (паспорт серия выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) и Кежватовой С.Н. (паспорт серия выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) право общей долевой собственности по 1/3 доли в праве каждому на часть жилого дома, расположенного по <адрес>, под литером «А», общей площадью части дома 91,7 кв.м, жилой площадью 48,6 кв.м, подвал под литером «П» площадью 44,7 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.

           Председательствующий                                           Г.В.Николаева