Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Черноземельский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Маликова В.В., с участием заявителя D, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> F, при секретаре S, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению D о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее – ИФНС №) об обложении транспортного средства, принадлежащего заявителю, транспортным налогом по налоговой ставке для грузовых автомобилей, У С Т А Н О В И Л: D обратился в суд с заявлением об обжаловании решения ИФНС №, указав, что в апреле № года ИФНС № направило ему налоговое уведомление № о расчете транспортного налога, в соответствии с которым он обязан уплатить транспортный налог в сумме 1800 рублей. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ИФНС № о неправомерности применения к его автомобилю марки <данные изъяты> регистрационный номер № налоговой ставки для грузового автомобиля при исчислении транспортного налога. ДД.ММ.ГГГГ ИФНС № отказало ему в исчислении транспортного налога как с легкового автомобиля, определяя тип его автомобиля как грузовой, ссылаясь на отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями». С данным решением не согласен в связи с тем, что в паспорте транспортного средства <адрес> его автомобиля <данные изъяты> в графе 3 - Наименование (тип ТС) указано «фургон», в графе 4 - категория ТС (АВСD, прицеп) указано «В», в графе 4 – разрешенная максимальная масса, кг указано «3500». На основании ПТС он зарегистрировал указанный автомобиль в МРЭП ГИБДД <адрес> и получил свидетельство о регистрации транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе «тип транспортного средства» указано – «прочие легковые», в графе «категория ТС (АВСD, прицеп)» указано - «В», в графе разрешенная масса, кг», указано – «3500». ДД.ММ.ГГГГ в ПТС были внесены изменения и указан тип транспортного средства – «фургон». Считает, что его автомобиль марки <данные изъяты> не относится к грузовым автомобилям, а является легковым автомобилем и должен облагаться соответствующим транспортным налогом для этого типа автомобилей. Отраслевая нормаль ОН 025270-66 разработана не для целей налогообложения и не входит в систему законодательства о налогах и сборах, подлежит применению на предприятиях автомобильной промышленности, поэтому при рассмотрении налоговых споров не применяется. Налоговый кодекс не определят порядок отнесения транспортных средств к той или иной категории. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Просит суд признать незаконным решение ИФНС № об обложении транспортного средства автомашины марки <данные изъяты> принадлежащей ему на праве собственности, транспортным налогом по налоговой ставке для грузовых автомобилей. В судебном заседании заявитель D поддержал заявленные доводы и просил их удовлетворить. Подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Пояснил суду, что в результате решения ИФНС № принадлежащий ему автомобиль марки <данные изъяты> облагается транспортным налогом по налоговой ставке для грузовых транспортных средств. Автомобиль относится к легковым, что соответствует данным свидетельства о регистрации транспортного средства, имеет шесть пассажирских посадочных мест и отсек для груза. Он оплатил налог из расчета для легкового автомобиля, большую сумму платить не желает, так как считает это незаконным. Просит суд удовлетворить заявление. Представитель ИФНС № - F, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требование D не признала. Просила суд отказать в удовлетворении заявления, поскольку транспортным налог по налоговой ставке для грузовых автомобилей в отношении автомашины <данные изъяты> принадлежащей D, применен правильно. Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление D не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно налоговому уведомлению № налогоплательщик D на основании законодательства о налогах и сборах обязан уплатить в № году транспортный налог на автомашину <данные изъяты> регистрационный знак №, в сумме 1800 рублей. Согласно паспорту транспортного средства серии <адрес> собственником транспортного средства марки <данные изъяты> - фургон, 2002 года выпуска, номер двигателя №, синего цвета, мощность двигателя, л/с (кВт) - 98.0 (72.1), рабочий объем двигателя 2300, масса без нагрузки 2090, <данные изъяты>, является D. Автомобиль зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в МРЭП ГИБДД <адрес>, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства. Из свидетельства о регистрации транспортного средства серии <адрес> следует, что автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак № принадлежащий D, имеет идентификационный номер №, тип транспортного средства – прочие легковые, год выпуска – 2002, модель двигателя №, двигатель №, кузов №, цвет синий, мощность двигателя (кВт, Л/с) 74/100, разрешенная мах масса 3500, масса без нагрузки 2090. Согласно письму ИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному в адрес D, автомобиль марки <данные изъяты> относится к грузовым и при исчислении транспортного налога на ДД.ММ.ГГГГ год налоговым органом применена налоговая ставка для грузовых автомобилей. В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Согласно статье 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В соответствии со ст. 4 Закона <адрес> «О транспортном налоге» налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу, и составляют для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил – 18 рублей за каждую л/с. В целях администрирования транспортного налога согласно ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили". Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Пунктом 35.4 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, при совершении регистрационных действий госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру. В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления: марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства; соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом); внесения изменений в конструкцию транспортного средства, признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"). Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили". При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статья 358 НК РФ) при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования. Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ МВД РФ N 496, Министерства промышленной энергетики РФ N 192 и Министерства экономического развития РФ N 134 (далее - Положение), установлено: - в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в "одобрении типа транспортного средства" либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; - в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; - в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене ДД.ММ.ГГГГ и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о дорожном движении). В Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых помимо места водителя не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в частности: - M1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя); - N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны; - N2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн; - M2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн. Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. Следовательно, транспортное средство может быть отнесено как к категории "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо места водителя)", так и к категории "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны", то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в паспорте транспортного средства <данные изъяты> (регистрационный знак №) в строке 4 указана категория транспортного средства "B", что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическим транспортным средствам для перевозки пассажиров, имеющим не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическим транспортным средствам для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам. Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства – «7» - «фургон», что свидетельствует о том, что спорный автомобиль согласно его регистрационным документам не отнесен к категории легковых автомобилей. Таким образом, суд считает, что налоговый орган при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога за № год, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля, правомерно руководствовались сведениями, указанными в паспорте транспортного средства, из которых следует, что спорный автомобиль не является легковым. Из паспорта транспортного средства <данные изъяты> видно, что данный автомобиль относится именно к категории "грузовые фургоны". Тем самым несостоятельным является утверждение D о том, что автомобиль используется не для перевозки грузов. В данном случае никем не оспаривается, что и легковые автомобили могут использоваться для перевозки отдельных грузов. Судом установлено, что категория "B" предусматривает, что транспортное средство может быть отнесено как к автомобилям для перевозки пассажиров, так и к автомобилям для перевозки грузов массой не более 3,5 тонны, а в паспорте модель спорного транспортного средства обозначена как "грузовые автомобили, предназначенные для перевозки не более 3,5 тонны грузов", следовательно, автомобиль <данные изъяты> относится к категории "грузовые автомобили". Поэтому в отношении автомобиля <данные изъяты> ИФНС № правомерно исчислила D транспортный налог в размере 1800 рублей за 2010 год, исходя из налоговой ставки 18.00 для грузовых транспортных средств (18 руб. за 1 л.с.) Довод D о том, что при исчислении налога налоговым органом неправильно применено отраслевая нормаль ОН 025 270-66 отвергается судом, как не соответствующий действительности. Заявитель не указывает, положения каких нормативных правовых актов следует применять для определения принадлежности транспортного средства к категории легковых или грузовых автомобилей. Принимая во внимание изложенное, суд признает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, а решение ИФНС № об исчислении транспортного налога за 2010 год с применением налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей, в отношении D - законным. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении заявления D о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> об обложении транспортного средства, принадлежащего заявителю, - автомашины марки <данные изъяты> транспортным налогом по налоговой ставке для грузовых автомобилей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд <адрес> через Черноземельский районный суд РК в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий (подпись) В.В. Маликов.