№2-363/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Стус С. Н.
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» к Горяченко К. А. о взыскании суммы,
у с т а н о в и л:
Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Черноярского района» обратилось в суд с иском к Горяченко К. А. о взыскании суммы субсидии, предоставленной ответчику из бюджета Астраханской области на развитие малого предпринимательства, указав в обоснование, что по отраслевой целевой программе «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда по Астраханской области на 2009-2010 год» 20 ноября 2009 года с ответчиком был заключен договор ** о содействии в организации малого предпринимательства, самозанятости сроком на 1 год. Горяченко К.А. получила субсидию в размере **** рублей на открытие собственного дела. В соответствии с п. 2.1.6 указанного договора ответчик обязалась осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года после получения субсидии. На основании п. 2.1.7 указанного договора Горяченко К.А. обязана возвратить полученную субсидию, поскольку она прекратила осуществление предпринимательской деятельности 24 мая 2010 года, то есть ранее установленного договором срока. Добровольно ответчик субсидию не возвратила. Просили взыскать с ответчика сумму полученной безвозмездной субсидии в размере **** рублей, а также сумму возмещенной центром занятости материальной помощи на открытие собственного дела в качестве индивидуального предпринимателя в размере **** рублей.
Определением Черноярского районного суда Астраханской области от 06 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Астраханской области.
Производство по делу в части исковых требований о взыскании с Горяченко К.А. суммы возмещенной центром занятости материальной помощи на открытие собственного дела в качестве индивидуального предпринимателя в размере **** рублей прекращено, в связи с отказом представителя истца от данной части исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Ряскова А.В., действующая на основании доверенности, уточнив исковые требования, дополнительно пояснила, что действительно 20 ноября 2010 года между Горяченко К.А. и истцом был заключен договор ** о содействии в организации малого предпринимательства и самозанятости. Согласно условиям договора Горяченко К.А. обязалась организовать предпринимательскую деятельность, осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, представить истцу все необходимые документы, подтверждающие целевое использование выделенных денежных средств и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 1 года после получения субсидии. Однако Горяченко К.А. предпринимательскую деятельность прекратила 24 мая 2010 года, то есть до истечения срока, предусмотренного договором. В настоящее время договор не исполняется. Просила взыскать с Горяченко К. А. в пользу бюджета Астраханской области сумму субсидии в размере **** рублей.
Третье лицо – Министерство финансов Астраханской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в представленном суду заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Ответчик Горяченко К.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно снялась с учета как индивидуальный предприниматель и предпринимательской деятельностью не занимается. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Горяченко К.А. – Джупалаев М.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что истец не обладает правом на обращение в суд с указанным иском, поскольку субсидия на мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан ответчику была предоставлена на безвозмездной и безвозвратной основе и за счет средств бюджета Астраханской области. Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Черноярского района» не является представителем ни бюджета РФ, ни бюджета Астраханской области. Истец также не является собственником переданных ответчику на безвозмездной основе денежных средств. В связи с чем, у истца отсутствуют соответствующие полномочия на предъявление исковых требований от имени Российской Федерации или субъекта РФ, и требовать принудительного взыскания данных денежных средств. Кроме того, денежные средства Горяченко К.А. были предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе и были полностью потрачены на конкретные цели в соответствии с бизнес-планом. Просил в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий порядок возврата субсидий определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.1. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Указанные Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правилами осуществляется предоставление субсидий на софинансирование региональных программ, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Целевой программой «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П, предусмотрено субсидирование бюджетных денежных средств на развитие малого предпринимательства.
Во исполнение данной программы Постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2009 N 187-П утвержден порядок предоставления субсидии из бюджета Астраханской области на мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (далее Порядок).
Указанным порядком определены условия предоставления субсидии из бюджета Астраханской области на мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства, самозанятости безработных граждан и период, в течение которого безработный гражданин обязуется заниматься малым предпринимательством, самозанятостью, который должен составлять не менее 12 календарных месяцев (п.1.6.)
Из материалов дела усматривается, и не оспаривается сторонами, что на основании предоставленного бизнес-плана на развитие предпринимательской деятельности по организации собственного дела - 20 ноября 2009 года между Горяченко К.А. и областным государственным учреждением «Центр занятости населения Черноярского района» был заключен договор ** о содействии в организации малого предпринимательства, самозанятости (далее Договор).
На основании Договора Горяченко К.А. получила безвозмездную субсидию из бюджета Астраханской области в размере **** рублей для организации малого предпринимательства и самозанятости на условиях указанного договора, что подтверждается приказом **-АК от 02 декабря 2009 года и платежным поручением № 963 от 04 декабря 2009 года.
Согласно п. 2.1.6. Договора Горяченко К.А. обязалась осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года после получения субсидии.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, Горяченко К.А. досрочно прекратила деятельность и с регистрационного учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Астраханской области в качестве индивидуального предпринимателя была снята 24 мая 2010 года.
Таким образом, Горяченко К.А. было нарушено одно из существенных условий Договора.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не имел права обращаться с иском в суд о возврате субсидии в бюджет Астраханской области, поскольку не является представителем субъекта Российской Федерации – Астраханской области и истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора необоснованны.
Согласно п. 3.2 Договора в случае нецелевого использования субсидии, она подлежит возврату добровольно в течение 30 дней с момента нецелевого использования, либо она истребуется по иску Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом Договора являлось предоставление субсидии из бюджета Астраханской области на развитие малого предпринимательства в порядке и на условиях, определенным Договором (п. 1.1).
Кроме того, пунктом 2.7. Порядка предусмотрено, что получатель субсидии обязан возвратить полученную субсидию в бюджет Астраханской области в случае прекращения предпринимательской деятельности в течение года со дня получения средств субсидии.
Из письма Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» от 30 июля 2010 года л.д. 22) следует, что Горяченко К.А. 30 июля 2010 года получила требование истца о добровольном возврате субсидии в размере **** рублей в бюджет Астраханской области. В течение 30 дней ответчиком субсидия не возвращена, что Горяченко К.А. не оспаривается.
Доводы представителя ответчика о том, что субсидия Горяченко К.А. была предоставлена безвозмездно, то есть без установления обязательства по уплате процентов, и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату не основаны на законе.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации требования о безвозмездности и безвозвратности субсидии не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку Горяченко К.А. были нарушено существенное условие Договора, предметом которого являлось предоставление субсидии из бюджета Астраханской области, то требования истца – Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» о взыскании с Горяченко К.А. в пользу бюджета Астраханской области субсидии в размере **** рублей, предоставленной Горяченко К.А. на основании Договора, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Горяченко К. А. следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере **** рубля, от уплаты которой истец был освобожден при обращении с иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» к Горяченко К. А. о взыскании суммы удовлетворить.
Взыскать с Горяченко К. А. в пользу бюджета Астраханской области сумму субсидии в размере **** рублей.
Взыскать с Горяченко К. А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере **** рубля.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2010 года в совещательной комнате на компьютере.
Судья С.Н. Стус