№2-278/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2010 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Стус С.Н.
при секретаре Соловьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Черноярский район» к Омарову М. Ж о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Администрация муниципального образования «Черноярский район» обратилась в суд с иском к Омарову М.Ж. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, указав в обоснование, что Омаров М.Ж., являясь собственником складского помещения, общей площадью ***.м, пользовался земельным участком площадью ***.м без правовых оснований и не вносил плату за пользование им. Просили взыскать с Омарова М.Ж. в пользу муниципального образования "Черноярский район" сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком, а период с 01 января 2007 года до 01 апреля 2010 года в размере сбереженной арендной платы в сумме *****я и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01 января 2007 года до 01 апреля 2010 года в размере ******рубля.
В судебном заседании представитель истца Администрации муниципального образования «Черноярский район» - Кравцов А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив их, дополнительно пояснил, что Омаров М.Ж. с 01 января 2007 года до 01 апреля 2010 года пользовался земельным участком, принадлежащим государству, без правовых оснований и не вносил плату за пользование им. 26 марта 2010 года Омаров М.Ж. обратился в Администрацию муниципального образования «Черноярский район» с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м, занимаемого принадлежащим ему на праве собственности зданием складского помещения. Поскольку ответчиком в заявлении о приобретении земельного участка была указана площадь земельного участка в размере **** кв.м, то, по их мнению, он использовал земельный участок именно этой площадью и должен внести плату за пользование участком площадью **** кв.м. Просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение за фактическое использование земельного участка площадью **** кв.м в период с 01 января 2007 года до 01 апреля 2010 года (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в размере ставок арендной платы в общей сумме ***** рублей **копеек и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01 января 2007 года до 01 апреля 2010 года в сумме ***** рублей ** копеек.
Представитель ответчика Омарова М.Ж. – Джупалаев М.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что Омаров М.Ж. приобрел здание складского помещения по договору купли-продажи у ЕЕ, который владел земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, следовательно, к Омарову М.Ж. перешло право владения земельным участком на таком же праве как и у продавца недвижимости и в размере используемой им площади земельного участка, занятого объектом недвижимости. Обязательств по уплате арендной платы муниципальному образованию "Черноярский район" у Омарова М.Ж. не возникло. Кроме того, просил применить срок исковой давности по исковым требованиям, предъявленным с пропуском срока исковой давности. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие указанного Кодекса, сохраняется.
На основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Омаров М.Ж. владеет *******, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 апреля 1999 года л.д. 14).
Омаров М.Ж. по договору от 27 марта 1999 года N ** купли-продажи приобрел у ЕЕ складское помещение общей площадью *** кв. метров.
По акту передачи от 06 апреля 1999 года здание, передано покупателю - Омарову М.Ж.
Здание расположено на земельном участке площадью **** кв. метров, принадлежавшем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о праве пользования на землю от 12 марта 1997 года и постановлением главы Администрации Черноярского сельсовета от 20 июня 1999 года, согласно которому прекращено право пользования на земельный участок площадью **** кв.м., предоставленный ЕЕ в постоянное пользование.
Сторонами договора купли-продажи здания определен размер земельного участка, занятого этим зданием и необходимого для его использования.
Как следует из смысла пункта 7 названного договора покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, на тех же условиях, что и продавец.
Границы части земельного участка, необходимой для использования здания, указаны в схематичном плане границ земельного участка, являющего приложением к акту от 19 марта 1999 года установления границ в натуре и согласования внешних границ земельного участка, предоставленному Омарову М.Ж. Площадь предоставляемого в пользование Омарову М.Ж. земельного участка составляет **** кв. метров.
26 марта 2010 года Омаров М.Ж. обратился в Комитет имущественных отношений Черноярского района Астраханской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью **** кв.м.
Таким образом, в силу ст.ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации Омаров М.Ж. приобрел право на использование земельного участка и вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. До выкупа земельного участка у Омарова М.Ж., право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При обращении в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать факт пользования ответчиком земельным участком, факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца и размер неосновательного обогащения.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод представителя истца о том, что Омаров М.Ж. без правоустанавливающих документов использует земельный участок, но не производит платежи за землепользование, не может быть принят во внимание, поскольку истцом не представлено доказательств, что ответчик неосновательно обогатился за счет истца.
Поскольку в силу закона к ответчику Омарову М.Ж. перешло право требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, использовавший участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, то Омаров М.Ж. обязан оплачивать землепользование в размере ставки земельного налога, получателем которого истец не является.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Истцом не приводятся какие-либо доводы, свидетельствующие о пропуске срока по уважительным причинам, не зависящим от истца, являющиеся основанием для восстановления срока по исковым требованиям о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, предъявленным с пропуском трехгодичного срока, то есть за период с 01 января 2007 года по 06 июня 2007 года (дата, предшествующая предъявлению иска в суд 07 июня 2010 года).
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения в сумме ***** рубль ** копеек () за период с 01 января 2007 года по 06 июня 2007 года и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме **** рублей ** копейки () за период с 01 января 2007 года по 06 июня 2007 года необходимо отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку истцом не представлено доказательств возникновения у ответчика обязательств по уплате неосновательного обогащения в размере ставок арендной платы, а также того, что ответчик неосновательно обогатился за счет истца, то не подлежат удовлетворению исковые требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме ***** рубля ** копеек за период с 07 июня 2007 года до 01 апреля 2010 года и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме ***** рублей ** копеек за период с 07 июня 2007 года до 01 апреля 2010 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования «Черноярский район» к Омарову М. Ж. о взыскании неосновательного обогащения в сумме ***** рублей ** копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме ***** рублей ** копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение десяти дней со дня изготовления его полного текста.
Полный текст решения изготовлен в совещательной комнате на компьютере 02 августа 2010 года.
Судья С.Н. Стус