2-517/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2010 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Стус С.Н.,
с участием прокурора – Масутова А.А.,
при секретаре Ларионовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к Муниципальному учреждению здравоохранения «Черноярская Центральная районная больница», Комитету имущественных отношений Черноярского района, администрации муниципального образования «Черноярский район» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Черноярского района Астраханской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Черноярская Центральная районная больница», Комитету имущественных отношений Черноярского района, администрации муниципального образования «Черноярский район» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что при проведении проверки деятельности МУЗ "Черноярская центральная районная больница" по соблюдению Правил пожарной безопасности были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые нашли отражение в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 8 сентября 2010 года. Проверкой установлено, что в С. и Н. участковых больницах, МУЗ «Черноярская ЦРБ», здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей при пожаре; на территории Н. больницы имеется временное ветхое деревянное строение, расположенное на расстоянии менее 15 метров от здания больницы; в здании стационарного отделения МУЗ «Черноярская ЦРБ» на путях эвакуации общего коридора имеется отделочный материал потолков и полов с более высокой опасностью по отношению к нормативным показателям.
В судебном заседании помощник прокурора Черноярского района Астраханской области Масутов А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что муниципальным образованием не исполнено представление прокурора Черноярского района Астраханской области с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании главный врач МУЗ «Черноярская ЦРБ» Вендеревский В.Д. исковые требования не признал, пояснив, что им предприняты все меры и ведутся работы по устранению нарушений пожарной безопасности, которые до настоящего времени не завершены по причинам недостаточного финансирования.
В судебном заседании представитель соответчиков комитета имущественных отношений и администрации муниципального образования «Черноярский район» Кравцов А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее Правила), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 24 Правил временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
Отдельные блок-контейнерные здания допускается располагать группами не более 10 в группе и площадью не более 800 м2. Расстояние между группами этих зданий и от них до других строений, торговых киосков и т.п. следует принимать не менее 15 м.
Согласно таблице 1 приложения 1 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министра МЧС России от 18.06.2003 N 315, все здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.
В соответствии с п. 53 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно части 2 статьи 1 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (далее Основы) гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 ст. 17 Основ граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Согласно части 1 статьи 20 Основ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что по результатам проведенной в МУЗ "Черноярская центральная районная больница", проверки соблюдения требований Правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения указанных Правил. Так, здания Н. участковой больницы, С. участковой больницы, здание административного корпуса, главного корпуса, поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ» «Черноярская ЦРБ» - не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей при пожаре, на оконных проемах здания административного корпуса, главного корпуса и поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ» установлены глухие металлические решетки на окнах, которые не демонтированы, несмотря на предписание ОГПН, и создают угрозу пожарной безопасности неопределенному кругу лиц. В хирургическом и терапевтическом отделениях и на первом этаже главного корпуса, на первом этаже здании поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ» на путях эвакуации общего коридора имеется отделочный материал потолков и полов с более высокой опасностью по отношению к нормативным показателям.
Постановлением Черноярского районного суда Астраханской области от 28 июля 2009 года, вступившим в законную силу 07 августа 2009 года, установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности на территории поликлиники Н. участковой больницы расположено ветхое деревянное строение.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ОГПН Ч. пояснил, что выявленные в МУЗ «Черноярская ЦРБ» и участковых больницах нарушения норм пожарной безопасности создают угрозу безопасности находящихся там граждан и возникновению пожара, подтвердив, также, что класс горючести и степень пожароопасности отделочных материалов потолков и полов на путях эвакуации в здании МУЗ «Черноярская ЦРБ» не соответствует нормативным показателям, предусмотренных для зданий больниц, а расположенное на территории Н. участковой больницы ветхое деревянное временное строение находится на расстоянии менее 15 метров от основного здания участковой больницы и также создает угрозу возникновения пожара.
В соответствии с уставом МУЗ «Черноярская ЦРБ» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Н. и С. участковые больницы являются обособленными подразделениями МУЗ «Черноярская ЦРБ».
Следовательно, МУЗ «Черноярская ЦРБ» обязано выполнять требования правил пожарной безопасности и на него возложена ответственность за их несоблюдение.
Из объяснений представителя ответчика МУЗ «Черноярская ЦРБ» следует, что учреждение не имеет возможности своевременно самостоятельно устранить нарушения правил пожарной безопасности ввиду недостаточности денежных средств и своевременного финансирования.
Пункт 1.5 Устава МУЗ «Черноярская ЦРБ» предусматривает, что при недостаточности денежных средств по обязательствам МУЗ «Черноярская ЦРБ» отвечает Муниципальное образование «Черноярский район».
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 3.1 Устава МУЗ «Черноярская ЦРБ» имущество за учреждением закреплено на праве оперативного управления и является собственностью Муниципального образования «Черноярский район».
Согласно Уставу МУЗ «Черноярская ЦРБ» его учредителем является Муниципальное образование «Черноярский район» в лице Комитета имущественных отношений Черноярского района. Источником финансирования является бюджетные ассигнования из местного бюджета.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, находящихся в МУЗ «Черноярская ЦРБ», Н. и С. участковых больницах.
Доказательств того, что Муниципальным учреждением здравоохранения устранены в полном объеме выявленные нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Черноярского района Астраханской области к Муниципальному учреждению здравоохранения «Черноярская Центральная районная больница», Комитету имущественных отношений Черноярского района, администрации муниципального образования «Черноярский район» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Черноярская центральная районная больница», Комитет имущественных отношений Черноярского района и Администрацию муниципального образования «Черноярский район» в субсидиарном порядке устранить нарушения правил пожарной безопасности в зданиях поликлиники и стационарного отделения Н. участковой больницы МУЗ «Черноярская ЦРБ», расположенного по адресу: ул. Н., д. *, с. Н. Черноярского района Астраханской области; в здании С. участковой больницы МУЗ «Черноярская ЦРБ», расположенного по адресу: ул. С., д. *, с. С. Черноярского района Астраханской области; в зданиях административного корпуса, главного корпуса и поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ», расположенных по адресу: ул. Ч., д. *, с. Ч., Черноярского района Астраханской области, а именно:
- оборудовать здания поликлиники и стационарного отделения Н. участковой больницы МУЗ «Черноярская ЦРБ», здание С. участковой больницы МУЗ «Черноярская ЦРБ» и здание административного корпуса, главного корпуса и поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ» автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей при пожаре;
- устранить нарушение правил пожарной безопасности в виде ветхого деревянного строения на территории Н. участковой больницы МУЗ «Черноярская ЦРБ»;
- демонтировать глухие металлические решетки на оконных проемах здания административного корпуса, главного корпуса и поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ»;
- демонтировать отделочные материалы потолков и полов с более высокой опасностью по отношению к нормативным показателям на путях эвакуации в хирургическом и терапевтическом отделениях и на первом этаже главного корпуса, на первом этаже здании поликлиники МУЗ «Черноярская ЦРБ» и на путях эвакуации стационарного отделения Н. участковой больницы МУЗ «Черноярская ЦРБ».
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2010 года в совещательной комнате на компьютере.
Судья С.Н. Стус