№ 2-76/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 марта 2011 года с. Чёрный Яр Астраханской области Черноярский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Стус С.Н., с участием прокурора –Серебренниковой О.А., при секретаре Ларионовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к муниципальному учреждению культуры «Дом Культуры» муниципального образования «Село Солёное Займище», муниципальному образованию «Село Солёное Займище» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор Черноярского района Астраханской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Дом Культуры» муниципального образования «Село Солёное Займище», (далее Учреждение), муниципальному образованию «Село Солёное Займище» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 16 декабря 2010 года ОГПН по Черноярскому району Астраханской области по заданию прокуратуры Черноярского района проведена проверка соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности в здании Муниципального учреждения культуры «Дом культуры» МО «Солёное Займище», расположенном по адресу: ул. Н., с. Солёное Займище Черноярского района Астраханской области. В результате проверки установлено, что здание дома культуры не соответствует требованиям пожарной безопасности, в частности, здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре; не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети и контура заземления; соединение жил электропроводов выполнено с помощью скрутки без опрессовки, пайки, сварки или сжимов; деревянные конструкции сценической части здания не обработаны огнезащитным составом; не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций стропил перекрытия; пожарный щит не доукомплектован пожарным инвентарем согласно нормам положенности. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске в части, отказавшись от требования о возложении на ответчиков обязанности в субсидиарном порядке произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети и контура заземления, и просил обязать Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры» МО «Село Солёное Займище» и Администрацию муниципального образования «Село Солёное Займище» в субсидиарном порядке устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании МУК «Дом культуры» МО «Село Солёное Займище», расположенном по адресу: ул. Н., с. Солёное Займище, Черноярского района, Астраханской области, а именно: оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре; заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; произвести соединение жил электропроводов в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313; обработать деревянные конструкции сценической части здания огнезащитным составом; произвести огнезащитную пропитку деревянных конструкций стропил перекрытия; пожарный щит доукомплектовать пожарным инвентарем согласно нормам положенности. Представитель ответчика – муниципального учреждению культуры «Дом Культуры» муниципального образования «Село Солёное Займище» Л. исковые требования признала частично и пояснила, что действительно выявленные прокурором нарушения правил пожарной безопасности в полном объеме имели место на момент проверки и не устранены до настоящего времени. Но наличие данных нарушений связано с отсутствием достаточного финансирования МУК «Дом Культуры» МО «Село Солёное Займище». В настоящее время МУК «Дом Культуры» МО «Село Солёное Займище» заключены договоры на установку автоматической пожарной сигнализации, на монтаж сигнализации, на выполнение работ по огнезащитной обработке. Представитель соответчика – Администрации муниципального образования «Село Солёное Займище» А.В. Еремин в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что указанные прокурором нарушения требований правил пожарной безопасности действительно имеют место, однако по причинам отсутствия денежных средств до настоящего времени не возможно устранить все нарушения одновременно, однако в течение двух – трех месяцев все недостатки будут устранены, поскольку договоры на выполнение соответствующих видов работ заключены, часть работ выполнена. Удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с частью 2 статьи 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Частями 1,2,3,4 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно пункту 1.3. "ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений", введенных в действие приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 предусматривает, что правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; В судебном заседании установлено, что в результате проверки соблюдения требований пожарной безопасности зданиях и сооружениях Учреждения, проведенной 16 декабря 2010 года ОГПН по Черноярскому району и прокуратурой Черноярского района Астраханской области были выявлены следующие нарушения. В нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности», п. п. 96, 98 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министра МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03 таб. 1, п. 9) и Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о - пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03 таб. 2, п. 15) административное здание Учреждения не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации. В нарушение п. 57 ППБ 01-03 и п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, соединение жил электропроводов выполнено с помощью скрутки без опрессовки, пайки, сварки или сжимов. В нарушение п. 150 ППБ 01-03, п. 2.24 СНиП 2.04.02-84 деревянные конструкции сценической части здания не обработаны огнезащитным составом. В нарушение п. 36 ППБ 01-03 не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций стропил перекрытия. В нарушение прил. 3 п. 22 ППБ 01-03 пожарный щит не доукомплектован пожарным инвентарем согласно нормам положенности. Выявленные нарушения указаны в акте № 306 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 16 декабря 2010 года. Постановлением № 19 от 27 января 2011 года руководитель Учреждения Леонтьева Е.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт имеющихся в здании МУК «Дом Культуры» МО «Село Солёное Займище» нарушений правил пожарной безопасности сторонами не оспаривается и подтверждается вышеуказанными материалами дела, показаниями самих представителей сторон. В соответствии с пунктами 1.2. и 1.3. Устава - Учреждение осуществляет свого деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МО «Село Солёное Займище» и указанным Уставом. Учреждение является юридическим лицом, использует имущество на праве оперативного управления. Выявленные нарушения норм пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровья граждан, посещающих здание МУК «Дом культуры» МО «Село Солёное Займище», а также сотрудников данного учреждения, поскольку основным видом деятельности Учреждения согласно положениям его Устава, является организация культурно-досуговых мероприятий, в том числе, связанных с массовым пребыванием людей. Следовательно, МУК «Дом Культуры» МО «Село Солёное Займище» обязано выполнять вышеперечисленные правила и на него должна быть возложена ответственность за их несоблюдение. Согласно абз. 6 ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Пункт 12 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусматривает, что положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно пункту 1.1. Устава Учреждения его учредителем от имени МО «Село Солёное Займище» выступает администрация МО «Село Солёное Займище» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Астраханской области и Учреждение находится в ведомственном подчинении Администрации МО «Село Солёное Займище». Администрация МО «Село Солёное Займище» осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении имущества МО «Солёное Займище», закрепленного за Учреждением в оперативном управлении. В соответствии с п. 4.1 Устава имущество, отраженное на балансе Учреждения, относится к муниципальной собственности и закреплено за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. По своим обязательствам Учреждение отвечает денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности, средства возмещаются за счет средств Учредителя. Таким образом, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности в случае недостаточности средств у Учреждения должна быть возложена и на Администрацию муниципального образования «Село Солёное Займище». При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что требования прокурора Черноярского района Астраханской области о возложении обязанности на ответчиков в субсидиарном порядке устранить указанные нарушения правил пожарной безопасности подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковое заявление прокурора Черноярского района Астраханской области к муниципальному учреждению культуры «Дом Культуры» муниципального образования «Село Солёное Займище», муниципальному образованию «Село Солёное Займище» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности – удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры» муниципального образования «Село Солёное Займище» и Администрацию муниципального образования «Село Солёное Займище» в субсидиарном порядке устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании МУК «Дом культуры» МО «Село Солёное Займище», расположенном по адресу: ул. Н., с. Солёное Займище, Черноярского района, Астраханской области, а именно: - оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре; - заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; - произвести соединение жил электропроводов в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313; - обработать деревянные конструкции сценической части здания огнезащитным составом; - произвести огнезащитную пропитку деревянных конструкций стропил перекрытия; - пожарный щит доукомплектовать пожарным инвентарем согласно нормам положенности. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение десяти суток со дня изготовления его полного текста. Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2011 года в совещательной комнате на компьютере. Судья С.Н. Стус