решение по делу № 2-271/2011 о признании бездействия незаконным



№ 2-271/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Джумалиева Н.Ш.,

с участием представителя истца –Серебренниковой О.А.,

при секретаре Копаненко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к Администрации МО «Село Ступино» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «Село Ступино» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений правил пожарной безопасности и обязании устранить выявленные нарушения.

В обоснование иска указал, что 2 августа 2011 года в результате совместной с ОГПН по Черноярскому району проверки на подведомственной Администрации МО «Село Ступино» территории были выявлены различные нарушения правил пожарной безопасности.

Считал, что в силу положений ст.ст. 34, 38 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03, ст. 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 63 Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 5 Федерального Закона РФ от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на администрацию МО «Село Ступино». Учитывая, что Администрация села не выполнила предписание ГПН от 18 марта 2011 года прокурор просил признать бездействие Администрации незаконным и обязать ее устранить нарушения.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Село Ступино», связанное с непринятием мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о противодействии терроризму и обязать Администрацию МО «Село Ступино» устранить нарушения правил пожарной безопасности на территории МО «Село Ступино», в том числе обязать: обеспечить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем территории общего пользования (здания Администрации МО «Село Ступино» и библиотеки села Ступино); у места расположения водоисточника, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; обеспечить Село Ступино средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить добровольную пожарную охрану пожарной автотехникой и пожарно-техническим вооружением; места соединения электрической проводки в здании Администрации МО «Село Ступино» выполнить с помощью опрессовки, пайки, сварки, сжимов или болтового соединения.

Представитель ответчика – глава Администрации МО «Село Ступино» Мальков Ф.М. на судебное заседание не явился, направил заявление, в котором указал, что частично признает исковые требования прокурора и просит рассмотреть дело в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании он заявлял, что звуковая сигнализация для оповещения людей о пожаре отсутствует из-за нехватки денежных средств; что в настоящее время проводится работа по соединению электропроводки в соответствии с правилами пожарной безопасности, что место расположения водоисточника специальными указателями на момент проверки отмечено не было. Пояснял, что территории общего пользования в селе оборудованы первичными средствами пожаротушения и все необходимые средства имелись на момент проверки. Указывал, что план привлечения сил и средств для тушения пожаров разработан. Считал необоснованными требования прокурора об обеспечении добровольной пожарной дружины автотехникой и пожарно-техническим вооружением, поскольку в бюджет села эти расходы не заложены. Вместе с тем, признавал, что Администрации МО «Село Ступино» передан пожарный комплекс «Водолей», но он не используется, так как для этого необходим автотранспорт.

Суд, выслушав представителя истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с пп. 7.1 и пп. 8-9 ст. 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Ст. 19 Федерального РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В ст. 38 названного федерального закона сказано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (включая руководителей организаций).

Ст. 34 закона гласит о том, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 63 Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В ч. 2 ст. 11 указанного федерального закона сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Соответственно все перечисленные выше нормативные правовые акты возлагают на органы местного самоуправления поселений обязанность по недопущению нарушений требований пожарной безопасности.

Между тем из показаний представителя истца, акта проверки ГПН и прокуратуры № 187 от 2 августа 2011 года следует, что в нарушение перечисленных норм законов и п.п. 3.11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 213 (далее ППБ 01-03) территории общего пользования МО «Село Ступино» (здание администрации МО «Село Ступино» и сельской библиотеки) не полностью обеспечены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем.

У места расположения водоисточника МО «Село Ступино», а также по направлению к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Вопреки требованиям пп. 4 и 7 ст. 63 Федерального Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 114 ППБ 01-03 Администрацией МО «Село Ступино» не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования, село Ступино не обеспечено средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре.

В нарушение требований п. 57 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ места соединения электрической проводки в здании Администрации МО «Село Ступино» не выполнены с помощью опрессовки, пайки, сварки, сжимов или болтового соединения.

В соответствии с постановлением Главы Администрации МО «Село Ступино» от 3 марта 2011 года № 3 на территории МО «Село Ступино» созданы формирования добровольной пожарной охраны в виде дружин и команд.

Однако вопреки требованиям ст. 19 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности», пп. 11, 31, 105-107 ППБ 01-03 добровольная пожарная охрана не обеспечена пожарной автотехникой и пожарно-техническим вооружением. Пожарный комплекс «Водолей», переданный МО «Село Ступино» в апреле текущего года в целях обеспечения пожарной безопасности и закрепленный за лицами, участвующими в пожаротушении, до настоящего времени не приведен в работоспособное состояние.

Доводы представителя ответчика Малькова В.Ф. о том, что территории общего пользования села Ступино обеспечены первичными средствами пожаротушения, а также, что Администрацией МО «Село Ступино» ранее был разработан план привлечения сил и средств для пожаротушения суд признает несостоятельными, так как они опровергаются актом проверки, показаниями представителя истца и показаниями свидетеля Ч. – госинспектора ГПН, который пояснил, что на момент проверки 2 августа 2011 года указанные нарушения имели место. До настоящего времени предписание ГПН об устранении этих нарушений не выполнено.

Также необоснованным суд считает мнение представителя ответчика о том, что он не должен обеспечить добровольную пожарную дружину автотехникой и пожарно-техническим вооружением.

Переданный ответчику комплекс «Водолей» подлежит эксплуатации с автотранспортным средством, так как представляет собой противопожарное оборудование, находящееся на прицепном устройстве к автомобилю.

Учитывая, что в силу ст. 19 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» орган местного самоуправления должен создавать условия для организации добровольной пожарной охраны и согласно ч. 2 ст. 11 Федерального Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязан содержать в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также принимая во внимание, что технический комплекс «Водолей» уже находится в пользовании Администрации МО «Село Ступино» суд считает законными требования истца, просившего возложить на ответчика обязанность по обеспечению добровольной пожарной охраны автотехникой и пожарно-техническим вооружением.

Также несостоятельными суд признает доводы представителя ответчика, считавшего, что Администрация не обязана выполнять указанные мероприятия ввиду отсутствия в бюджете на то денежных средств.

Согласно вышеперечисленным нормам законов, выполнение этих функций является обязанностью органа местного самоуправления. В силу положений Бюджетного Кодекса РФ и Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» орган местного самоуправления самостоятельно принимает бюджет. Соответственно Администрация обязана включать в свой бюджет расходы по выполнению мер противопожарной безопасности.

Оценивая вышеперечисленные обстоятельства и учитывая, что до настоящего времени ответчик не устранил нарушения требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Село Ступино», связанное с непринятием мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о противодействии терроризму.

Обязать Администрацию МО «Село Ступино» устранить нарушения правил пожарной безопасности на территории МО «Село Ступино», в том числе обязать: обеспечить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем территории общего пользования (здания Администрации МО «Село Ступино» и библиотеки села Ступино); у места расположения водоисточника, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; обеспечить Село Ступино средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить добровольную пожарную охрану пожарной автотехникой и пожарно-техническим вооружением; места соединения электрической проводки в здании Администрации МО «Село Ступино» выполнить с помощью опрессовки, пайки, сварки, сжимов или болтового соединения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение 10-ти суток.

Решение изготовлено в совещательной комнате при помощи компьютера.

Судья Н.Ш. Джумалиев