№ 2-297/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года с. Черный Яр Астраханской области Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Джумалиева Н.Ш., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Черноярского района Астраханской области Серебренниковой О.А., при секретаре Копаненко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к Администрации МО «К» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «К» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений правил пожарной безопасности и обязании устранить выявленные нарушения. В заявлении указал, что 4 августа 2011 года в результате совместной с ОГПН по Черноярскому району проверки на подведомственной Администрации МО «К» территории были выявлены различные нарушения правил пожарной безопасности. Считал, что в силу положений ст.ст. 34, 38 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03, ст. 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 63 Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 5 Федерального Закона РФ от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на администрацию МО «К». Учитывая, что Администрация села не выполнила предписание ГПН от 18 марта 2011 года прокурор просил признать бездействие Администрации незаконным и обязать ее устранить нарушения. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации МО «К», связанное с непринятием мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о противодействии терроризму и обязать Администрацию МО «К» устранить нарушения правил пожарной безопасности на территории МО «К», в том числе обязать: обеспечить хутор Б.и поселок Р. МО «К» переносной пожарной мотопомпой и пожарно-техническим вооружением; укомплектовать пожарный автомобиль пожарной команды МО «К.» в полном объеме пожарно-техническим вооружением; привести в исправное состояние пожарный водоем, расположенный на территории, прилегающей к зданию Администрации МО «К»; проложить электрическую проводку в здании пожарного бокса МО «К» в соответствии с требованиями ПУЭ, установить распределительные коробки; в здании пожарного бокса Администрации МО «К» произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети; установить в щите электрической защиты от токов, короткого замыкания и перегрузок калиброванные плавкие вставки (жучки) в здании пожарного бокса МО «К»; оборудовать здание пожарного бокса МО «К» автоматической пожарной сигнализацией. Представитель ответчика – глава Администрации МО «К» Самитов Р.З. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с пп. 7.1 и пп. 8-9 ст. 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Ст. 19 Федерального РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В ст. 38 названного федерального закона сказано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (включая руководителей организаций). Ст. 34 закона гласит о том, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 63 Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В ч. 2 ст. 11 указанного федерального закона сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Соответственно все перечисленные выше нормативные правовые акты возлагают на органы местного самоуправления поселений обязанность по недопущению нарушений требований пожарной безопасности. Между тем из показаний представителя истца, акта проверки ГПН и прокуратуры № 188 от 4 августа 2011 года следует, что Администрация МО «Каменноярский Сельсовет» нарушает перечисленные нормы законов, Правила пожарной безопасности. В частности, установлено, что у места расположения водоисточника МО «Каменноярский сельсовет», а также по направлению к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Вопреки требованиям пп. 4 и 7 ст. 63 Федерального Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 31 ППБ 01-03 Администрацией МО «К» хутор Б. и поселок Р. МО «К» не обеспечены переносной пожарной мотопомпой и пожарно-техническим инвентарем. В нарушение требований п. 106 ППБ 01-03 пожарный автомобиль пожарной команды МО «К» не укомплектован в полном объеме пожарно-техническим вооружением. В нарушение п. 2.24 СНиП 2.04.02-84 пожарный водоем, расположенный на территории, прилегающей к зданию Администрации МО «К» по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. «Н», находится в неисправном состоянии. Вопреки требованиям таб. 1 НПБ 110-03 здание пожарного бокса МО «К» не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение п. 2.1.21 и 2.1.37 ПУЭ электрическая проводка в здании пожарного бокса МО «К» проложена по горючему материалу, места соединения жил электрических проводов скруткой без распределительных коробок. В нарушение п. 60 ППБ 01-03 в здании пожарного бокса МО «К» в щите электрической защиты от токов короткого замыкания и перегрузок применяются некалиброванные плавкие вставки (жучки). Вопреки требованиям п. 2.12.17 ПТЭЭП не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети. Согласно вышеперечисленным нормам законов, выполнение этих функций является обязанностью органа местного самоуправления. В силу положений Бюджетного Кодекса РФ и Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» орган местного самоуправления самостоятельно принимает бюджет. Соответственно Администрация обязана включать в свой бюджет расходы по выполнению мер противопожарной безопасности. Оценивая вышеперечисленные обстоятельства и учитывая, что до настоящего времени ответчик не устранил нарушения требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации МО «К», связанное с непринятием мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о противодействии терроризму. Обязать Администрацию МО «К» устранить нарушения правил пожарной безопасности на территории МО «К», в том числе обязать: обеспечить хутор Бундин и поселок Раздольный МО «К» переносной пожарной мотопомпой и пожарно-техническим вооружением; укомплектовать пожарный автомобиль пожарной команды МО «К» в полном объеме пожарно-техническим вооружением; привести в исправное состояние пожарный водоем, расположенный на территории, прилегающей к зданию Администрации МО «К»; проложить электрическую проводку в здании пожарного бокса Администрации МО «К» в соответствии с требованиями ПУЭ, установить распределительные коробки; произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети в здании пожарного бокса МО «К»; установить в щите электрической защиты от токов, короткого замыкания и перегрузок калиброванные плавкие вставки (жучки) в здании пожарного бокса Администрации МО «К»; оборудовать здание пожарного бокса Администрации МО «К» автоматической пожарной сигнализацией. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение 10-ти суток. Решение изготовлено в совещательной комнате при помощи компьютера. Судья Н.Ш. Джумалиев