№ 2-17/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Рясковой Н.А.
при секретаре Козловой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» к Будурусову И.А. о возрате денежной субсидии,
у с т а н о в и л:
Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Черноярского района» обратилось в суд с иском к Будурусову И.А. о взыскании суммы субсидии, предоставленной ответчику из бюджета Астраханской области на организацию самозанятости, указав в обоснование, что по отраслевой целевой программе «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда по Астраханской области на 2010 год», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 18.01.2010 № 3-П 16.07.2010 с ответчиком был заключен договор № 100-АК на содействие в организации предпринимательства и самозанятости.
Условием договора являлся временной период, в течение которого безработный гражданин обязуется отчитаться о произведенных в соответствие с бизнес-планом затратах в службу занятости. Ответчик должен был предоставить отчет о затратах в установленный срок 16.12.2010 г., однако этого не сделал.
Просили взыскать с ответчика сумму полученной безвозмездной субсидии в размере **** рублей.
В судебном заседании представитель истца С., исковые требования поддержала и пояснила, что действительно ответчик Будурусов в соответствие с договором от 16.07.2010 г. получил денежные средства в сумме ***** руб. на организацию предпринимательства и должен был в соответствие с договором в течение 3-х месяцев со дня получения субсидии представить в центр занятости документы, подтверждающие произведенные затраты. При этом субсидия носила строго целевой характер. Утверждался бизнес - план, согласно которого субсидия должна быть потрачена на приобретение только конкретных инструментов, а именно: токарного станка, деревообрабатывающего станка и фрезерного станка. В силу договора отступать от рамок бизнес-плана и тратить субсидию на иные нужды, равно как и нарушать сроки отчета, ответчик не имел права. Использование бюджетных средств с нарушением условий договора влечет за собой возврат субсидии в бюджет. Ответчик добровольно средства не вернул. Просила взыскать с Будурусова в пользу бюджета Астраханской области сумму субсидии в размере ****** рублей.
Ответчик Будурусов И.А. в судебном заседании с исковыми требованиями о возврате субсидии согласился, пояснив, что не возвращает их из-за отсутствия средств. При этом пояснил, что он действительно получил на развитие предпринимательства ****** руб. и зарегистрировался в качестве предпринимателя по оказанию ремонтно-строительных слуг. Но при заключении договора не в полной мере изучил все условия договора, а потому считал, что, если средства даны на развитие предпринимательства, то он может их потратить на все, что ему необходимо для этих целей. При составлении бизнес-плана он сам указал перечень необходимых станков и их цены на тот момент. Но исполнить план не смог, так как цены повысились, и он не смог приобрести указанные в плане станки. На полученную субсидию он закупил помидоры, надеясь, получить прибыль и купить станки. Но понес убытки, и смог купить только некоторые менее дорогие инструменты. О чем у него имеются квитанции. Остальные деньги ушли на личные нужды. Согласен, что должен вернуть субсидию, но в ближайшее время этого сделать не может из-за отсутствия средств.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий порядок возврата субсидий определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.1. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Постановлением Правительства Астраханской области от 17.02.2010 N 53-П утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Астраханской области на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан.
Согласно п.2.6 указанного Порядка гражданин, получивший субсидию на организацию самозанятости, в течение 3-х месяцев со дня её получения предоставляет в центр занятости документы, подтверждающие произведенные в соответствие с бизнес-планом затраты.
Согласно п. 2.7 указанного Порядка получатель субсидии обязан возвратить в бюджет Астраханской области полученную субсидию на организацию самозанятости в случае непредоставления документов, предусмотренных п. 2.6 настоящего порядка.
Из материалов дела усматривается, и не оспаривается сторонами, что на основании предоставленного бизнес-плана на развитие предпринимательской деятельности по организации собственного дела 16.07.2010 между Будурусовым И.А. и областным государственным учреждением «Центр занятости населения Черноярского района» был заключен договор № *** о содействии самозанятости.
На основании данного договора Будурусов И.А.. получил субсидию из бюджета Астраханской области в размере **** рублей, что подтверждается платежным поручением № *** от ****.
Согласно п. 2.1.3. и 2.1.4 Договора Будурусов И.А. обязался использовать субсидию только на цели, определенные настоящим договором в соответствии с технико-экономическим обоснованием ( бизнес-планом) и в течение 3-х месяцев со дня её получения предоставить в центр занятости документы, подтверждающие произведенные в соответствие с бизнес-планом затраты.
Ответчик в судебном заседании представил суду товарные чеки, подтверждающие приобретение им непредусмотренных бизнес-планом инструментов: двух шлифовальных станков, двух циркулярных пил, одной электродрели на общую сумму **** руб., при этом кассовые чеки лишь на сумму ***** руб.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании материалами дела, объяснениями сторон установлено и не оспаривается ответчиком, что Будурусов в нарушение условия договора не представил в предусмотренный договором трехмесячный срок со дня получения субсидии документов, подтверждающих, что он приобрел на полученные деньги утвержденные бизнес-планом токарный, деревообрабатывающий и фрезерный станки, поскольку денежные средства он потратил на иные нужды.
Таким образом, Будурусовым было нарушено существенное условие договора.
Согласно п. 2.1.7 Договора субсидия подлежит возврату в месячный рок в бюджет Астраханской области в случае использования бюджетных средств с нарушением условия договора об их предоставлении.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку Будурусовым было нарушено существенное условие договора, предметом которого являлось предоставление субсидии из бюджета Астраханской области, то требования истца – Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» о взыскании с него в пользу бюджета Астраханской области субсидии в размере ****** рублей подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере ***** рубля, от уплаты которой истец был освобожден при обращении с иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Черноярского района» к Будурусову И.А. о возврате суммы полученной субсидии удовлетворить.
Взыскать с Будурусова И.А. в пользу бюджета Астраханской области сумму субсидии в размере **** рублей.
Взыскать с Будурусова И.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ***** рубля.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решения вынесено в совещательной комнате и изготовлено на компьютере.
Решение в окончательной форме составлено 07.02.2011г.
Судья Ряскова Н.А.