решение по делу № 2-33/2011 об обязании устранения правил пожарной безопасности



№ 2-33/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2011 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Елдышева А.А.,

с участием прокурора Черноярского района Астраханской области Серебренниковой О.А.,

при секретаре Борисовой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к Муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческий дом культуры», Комитету имущественных отношений Черноярского района, администрации муниципального образования «Черноярский район», Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района», об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, суд

у с т а н о в и л:

Прокурор Черноярского района Астраханской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческий дом культуры», Комитету имущественных отношений Черноярского района, администрации муниципального образования «Черноярский район», Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что при проведении проверки деятельности МУК «Межпоселенческий дом культуры» по соблюдению Правил пожарной безопасности были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые нашли отражение в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от *** года. Проверкой установлено, что в МУК «Межпоселенческий дом культуры»; не произведен капитальный ремонт автоматической установки пожаротушения сценической части; не произведен технический ремонт автоматической пожарной сигнализации; здание МУК «Межпоселенческий дом культуры» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не установлены гайки для подачи воды на верхний этаж от пожарного автомобиля на сухотрубах; не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети и контура заземления; не произведены соединения жил электропроводов в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министра МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313; не доукомплектованы пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами и стволами; не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц.

В судебном заседании прокурор Черноярского района Астраханской области заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнениям к исковым требованиям, пояснив, что муниципальным образованием не исполнено представление прокурора Черноярского района Астраханской области с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Кроме того, МУК «Межпоселенческий дом культуры» неоднократно привлекался к административной ответственности в виде приостановления деятельности здания дома культуры. По истечения срока приостановки деятельности здания, сотрудниками прокуратуры и сотрудниками ГПН по Черноярскому району Астраханской области вновь обнаруживались нарушения пожарной безопасности, которые в момент приостановки не устранялись.

В судебном заседании директор МУК «Межпоселенческий дом культуры» исковые требования признал, пояснив, что им предприняты все меры и ведутся работы по устранению нарушений пожарной безопасности, которые до настоящего времени не завершены по причинам недостаточного финансирования.

В судебном заседании представитель соответчиков администрации МО «Черноярского района» Астраханской области Епифанцев Н.Г. и Мешков М.А. против удовлетворения исковых требований прокурора Черноярского района Астраханской области не возражали.

Представитель администрации МО «Черноярский район» Астраханской области Щербовских А.А. действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился частично и пояснил, что администрация района не обязана в субсидиарном порядке с МУК «Межпоселенческий дом культуры» устранять нарушения противопожарной безопасности. С администрации района перечисляются денежные средства для нужд дома культуры, в связи с чем выполнение мероприятий по противопожарной безопасности объекта здания МУК «Межпоселенческий дом культуры» полностью лежит на руководителе учреждения, в связи с чем просил суд в удовлетворении исковых требований в части обязанности в субсидиарном порядке устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании МУК «Межпоселенческий дом культуры» Комитетом имущественных отношений Черноярского района Астраханской области и администрацией муниципального образования «Черноярский район» отказать.

Представитель Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» Федько А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее Правила), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно таблице 1 приложения 1 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министра МЧС России от 18.06.2003 N 315, все здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно частям 1 и 2 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно части 2 статьи 1 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (далее Основы) гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 ст. 17 Основ граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что по результатам проведенной в МУК «Межпоселенческий дом культуры» проверки соблюдения требований Правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения указанных правил. Так, в здании дома культуры не произведен капитальный ремонт автоматической установки пожаротушения сценической части; не произведен технический ремонт автоматической пожарной сигнализации; здание МУК «Межпоселенческий дом культуры» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не установлены гайки для подачи воды на верхний этаж от пожарного автомобиля на сухотрубах; не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети и контура заземления; не произведены соединения жил электропроводов в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министра МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313; не доукомплектованы пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами и стволами; не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц.

Постановлением Черноярского районного суда Астраханской области от 1 июля 2010 года, вступившим в законную силу 11 июля 2010 года, установлено, что в здании МУК «Межпоселенческий дом культуры» были нарушены требования правил пожарной безопасности.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ОГПН пояснил, что выявленные в МУК «Межпоселенческий дом культуры» нарушения норм пожарной безопасности создают угрозу безопасности находящихся там граждан и возникновению пожара.

В соответствии с уставом МУК «Межпоселенческий дом культуры» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» также является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, МУК «Межпоселенческий дом культуры» и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» обязано выполнять требования правил пожарной безопасности и на него возложена ответственность за их несоблюдение.

Из объяснений представителя ответчика МУК «Межпоселенческий дом культуры» и представителя Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» следует, что учреждения не имеют возможности своевременно самостоятельно устранить нарушения правил пожарной безопасности ввиду недостаточности денежных средств и своевременного финансирования.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» и Устава МУК «Межпоселенческий дом культуры» имущество за учреждениями закреплено на праве оперативного управления и является собственностью Муниципального образования «Черноярский район».

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, находящихся в указанных учреждениях.

Доказательств того, что Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» и МУК «Межпоселенческий дом культуры» в полном объеме устранены выявленные нарушения требований пожарной безопасности, суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Черноярского района Астраханской области к Муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческий дом культуры», Комитету имущественных отношений Черноярского района, администрации муниципального образования «Черноярский район», Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности – удовлетворить.

Обязать Муниципальноое учреждение культуры «Межпоселенческий дом культуры», Комитет имущественных отношений Черноярского района, администрацию муниципального образования «Черноярский район», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования Черноярского района» в субсидиарном порядке устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий дом культуры», расположенном по адресу: площадь Н. № *, с. Н. Черноярского района Астраханской области, а именно:

- оборудовать здание МУК «Межпоселенческий дом культуры» системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- произвести капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации;

- произвести технический ремонт автоматической установки пожаротушения сценической части;

- установить гайки для подачи воды на верхний этаж от пожарного автомобиля на сухотрубах;

- произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети и контура заземления;

- произвести соединение жил электропроводов в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом министра МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313;

- доукомплектовать пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами и стволами;

- произвести эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 9 февраля 2011 года в совещательной комнате на компьютере.

Судья А.А. Елдышев