№ 2-105/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2011 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Джумалиева Н.Ш.,
с участием прокурора Серебренниковой О.А.,
заявителя Фроловой Т.Я.,
представителей заинтересованных лиц Казимирова С.А. и Глухова Е.В.,
при секретаре Пономаревой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Черноярского района Астраханской области в интересах Фроловой Т.Я. об обязании Администрации МО «Черноярский сельсовет» поставить Фролову Т.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Фроловой Т.Я., в котором указал, что Фролова Т.Я. является ветераном ВОВ. Она обратилась в Администрацию МО «Черноярский сельсовет» с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей в этом было отказано. Прокурор считал, что действия администрации противоречат требованиям ст. 1, 14, 51, 52 ЖК РФ, гл. 2 Закона Астраханской области № 75/2006-ОЗ от 10 октября 2006 года «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» и Положению, утвержденному постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, поскольку в состав комиссии по оценке пригодности жилья для проживания не были включены представители различных контролирующих органов и сельской администрацией не было учтено, что сын Фроловой Т.Я. – Х. болен туберкулезом. Также указывал на то, что Фролова Т.Я. представила заключение строительной организации о несоответствии состояния ее жилого помещения требованиям СНиП и ГОСТ. Прокурор просил обязать сельскую администрацию поставить Фролову Т.Я. на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с *** года.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Серебренникова О.А. полностью поддержала заявленные требования.
Фролова Т.Я. также просила удовлетворить заявление. При этом пояснила, что дом № ** по ул. Н. в с. Н. она приобрела на собственные средства, поддержки в этом ей органы местного самоуправления не оказывали. Ранее ей также никогда не выдавали жилья. В 2010 году районной администрацией ей было выделено **** рублей на ремонт дома, однако этих средств ей недостаточно, так как на них она купила только доски. Сообщила также, что в доме она зарегистрирована и проживает вместе с сыном Х., который болен туберкулезом.
Представитель Администрации МО «Черноярский сельсовет» К. просил отклонить заявление прокурора. Пояснил, что Фролова Т.Я. обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. От нее были получены необходимые документы, перечень которых предусмотрен Законом Астраханской области № 75/2006-ОЗ от 10 октября 2006 года «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области». Дополнительно администрацией была создана комиссия из числа работников учреждения с целью проверки домовладения Фроловой Т.Я. Комиссией было установлено, что жилое помещение Фроловой Т.Я. по площади соответствует установленным нормативам, однако требует ремонта. В состав комиссии специалисты, предусмотренные положением, утвержденным постановлением правительства РФ от **** 2006 года № ** не включались, поскольку указанное постановление не распространяется на данный случай. Поэтому, учитывая положения названного закона, письма Минрегионразвития от 19 марта 2010 года, письма министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 28 января 2010 года Администрация отказала в удовлетворении просьбы Фроловой Т.Я. По поводу заболевания Х. никаких документов в сельский совет не поступало, поэтому в этой части вопрос об обеспечении жильем не рассматривался.
Представитель заинтересованного лица – ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Г. просил заявленные требования прокурора удовлетворить, считая, что в силу закона Фролова Т.Я. обладает правом на жилое помещение.
Суд, выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из паспорта сер. *** № **** от **** 2002 года следует, что Фролова Т.Я. родилась *** года в с. Н. Н-ского района Астраханской области.
В удостоверении сер. ** № ** от *** 2004 года сказано, что Фролова Т.Я. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные Федеральным Законом РФ «О ветеранах».
Согласно дубликату справки она также является вдовой умершего инвалида 2 группы ВОВ.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального Закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
В ч. 1 ст. 51 ЖК РФ также сказано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
П. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно справке администрации МО «Черноярский сельсовет» № ***, справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № ***, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № ****, адресной справке ФМС, домовой книге, извлечению из тех. паспорта № ** Фролова Т.Я. зарегистрирована и проживает вместе с сыном Х. в доме № ** по ул. Н. в с. Н. жилой площадью ** кв. м.
В договоре купли-продажи дома от **** 2004 года сказано, что она купила данный дом у Ч. за собственные наличные денежные средства.
Считая, что ее жилищные условия, не соответствуют установленным нормам, Фролова Т.Я. **** 2010 года обратилась в Администрацию МО «Черноярский сельсовет» с просьбой о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. К заявлению ею были приложены вышеперечисленные документы.
Согласно акту от **** 2010 года комиссией в составе председателя Комитета имущественных отношений МО «Черноярский сельсовет», двух специалистов Администрации МО «Черноярский сельсовет» с участием заявителя Фроловой Т.Я. было проведено обследование ее дома, в результате которого было установлено, что площадь дома соответствует установленным нормам, однако домовладение нуждается в капитальном ремонте.
Письмом Председателя жилищной комиссии при Администрации МО «Черноярский сельсовет» от *** 2010 года № ** Фроловой Т.Я. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь ее домовладения превышает учетную норму площади, установленную на 1 человека.
Однако суд считает, что обследование жилого дома Фроловой Т.Я. было проведено с нарушением установленных правовых норм и соответственно отказ Администрации «Черноярский сельсовет» был незаконным, поскольку основывался на нелегитимных документах.
К такому выводу суд пришел по следующим причинам.
Фролова Т.Я. в своем обращении и приобщенных к нему документах не отрицала, что обладает жилым помещением, однако указывала на то, что оно не соответствует установленным нормам.
Соответственно Администрация МО «Черноярский сельсовет» для определения возможности постановки ее на учет должна была осмотреть имеющееся у Фроловой Т.Я. помещение.
Ч. 7 ст. 52 ЖК РФ предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 10 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» устанавливает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства (далее - орган местного самоуправления) на основании установленной в данном муниципальном образовании учетной нормы площади жилого помещения.
Ст. 11 указанного закона предусматривает перечень документов, необходимых для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 12 закона говорится о том, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов, указанных в ч. 1 ст. 11 настоящего Закона, органом местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня их поступления.
В решении о принятии на учет указывается основание принятия на учет, номер очередности и состав семьи гражданина.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, которая ведется органом местного самоуправления.
Таким образом данный закон не устанавливает порядок и условия осмотра жилого помещения заявителя для определения его соответствия установленным правовым нормам.
В связи с этим суд считает, что ссылка представителя Администрации «Черноярский сельсовет» на данный правовой акт как документ, устанавливающий порядок осмотра жилого помещения, несостоятельна.
Вместе с тем, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1, 2, 7, 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 установлено, что данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Соответственно при проверке жилого помещения Фроловой Т.Я. представители Администрации МО «Черноярский сельсовет» должны были руководствоваться указанным положением.
Между тем, из показаний представителя администрации К., акта обследования от **** 2010 года следует, что осмотр дома Фроловой Т.Я. был произведен без участия представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
В связи с изложенным суд считает, что акт администрации от ***** 2010 года был составлен незаконно и Администрация МО «Черноярский сельсовет» по состоянию на **** 2010 года не имела достаточных оснований для отказа Фроловой Т.Я. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Прокурором и Фроловой Т.Я. обращалось внимание на то, что с заявителем проживает и зарегистрирован Х., который болен туберкулезом легких и она не может жить с ним в одном жилом помещении.
Судом был допрошен специалист – врач МУЗ «Черноярская ЦРБ» П., которая, разъясняя выданную ей справку от **** 2010 года, пояснила, что заболевание Х. не является тяжким и его проживание совместно с другими лицами возможно.
Поэтому суд считает, что данное обстоятельство в настоящее время не может служить основанием для предоставления жилого помещения Фроловой Т.Я.
Ч. 3 ст. 246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В ч. 1 ст. 249 ГПК РФ сказано, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ч. 1 ст. 258 РФ говорит о том, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Считая, что отказ Администрации МО «Черноярский сельсовет» в постановке Фроловой Т.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий противоречит закону, прокурор в своем заявлении просил обязать Администрацию сельского совета поставить Фролову Т.Я. на соответствующий учет, так как представление прокурора Администрацией не удовлетворено.
Однако суд, исходя из указанных выводов и перечисленных положений ГПК РФ считает необходимым удовлетворить требования прокурора частично, а именно: признать незаконным отказ Администрации МО «Черноярский сельсовет» в постановке Фроловой Т.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию устранить нарушение закона, приняв решение о постановке или отказе в постановке Фроловой Т.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства и решением комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением правительства РФ от **** 2006 года № **.
В остальной части заявленных требований прокурору следует отказать, так как указанная комиссия в настоящее время еще не образована и одно только техническое заключение, представленное Фроловой Т.Я. не может являться основанием для постановки ее на учет.
На основании изложенного и На основании НаНа основаниируководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Черноярского района Астраханской области в интересах Фроловой Т.Я. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации МО «Черноярский сельсовет» от ***2010 года № *** в постановке Фроловой Т.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию МО «Черноярский сельсовет» устранить нарушение закона, приняв решение о постановке или отказе в постановке Фроловой Т.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства и решением комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением правительства РФ от **** года № **.
В удовлетворении остальной части требований прокурора Черноярского района Астраханской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение десяти суток.
Решение изготовлено при помощи компьютера в совещательной комнате.
Судья Н.Ш. Джумалиев