№ 2-39/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2 февраля 2012 года с. Черный Яр Астраханской области Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего Джумалиева Н.Ш., при секретаре Супрунюк М.М., с участием представителя ответчика Щ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосоюз», Администрации муниципального образования «Солодниковский сельсовет», Администрации муниципального образования «Черноярский район» об обязании обеспечить запас топлива, УСТАНОВИЛ: Прокурор Черноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Теплосоюз» и Администрации МО «Солодниковский сельсовет», в котором указал, что на ответчиков в силу закона и договора возложена обязанность обеспечить теплоснабжение населения на территории с. Н. В соответствии п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилым домам», п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, п.п. 1.39 Инструкции по организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанция и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 4 сентября 2008 года № 66, п. 1.4 Распоряжения Правительства Астраханской области от 9 июня 2011 года № 231, п. 2.2 Устава ООО «Теплосоюз» энергоснабжающая организация ООО «Теплосоюз» и Администрация МО «Солодниковский сельсовет» были обязаны обеспечить 30-ти суточный запас топлива, что составляет 122,23 т. Однако фактически в настоящее время они имеют лишь 88,627 т. Поэтому прокурор просил обязать ответчиков в солидарном порядке обеспечить на складах ООО «Теплосоюз» неснижаемые запасы жидкого топлива – мазута в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке. В процессе рассмотрения дела в качестве соответчика была привлечена Администрация МО «Черноярский район». Поскольку Администрация МО «Солодниковский сельсовет» делегировала полномочия по приобретению топлива Администрации МО «Черноярский район» прокурор уточнил исковые требования и просил обязать обеспечить неснижаемые запасы топлива всех трех ответчиков. В ходе судебного процесса прокурор поддержал заявленные требования с учетом уточнения. При этом в связи с незначительным запасом у ответчиков топлива и опасности возникновения чрезвычайной ситуации просил постановить суд о немедленном исполнении судебного решения. Представитель ответчика ООО «Теплосоюз» при надлежащем извещении на судебное заседание не явился и просил отложить судебное разбирательство по причине его убытия в служебную командировку. Представитель Администрации МО «Солодниковский сельсовет» также не прибыл в судебный процесс, заявляя об отложении слушания дела по причине невозможности его приезда в суд ввиду неблагоприятных погодных условий и занятости в работе по очистки улиц села Солодники от снега. Между тем оба ответчика являются юридическими лицами, имеют возможность обеспечить участие представителей по доверенности; их заявления об отложении слушания дела от 2 февраля 2011 года были доставлены в суд нарочным, что свидетельствует о возможности приезда из с. Н в с. Черный Яр – к месту рассмотрения дела. Кроме того, согласно приказу о командировке директор ООО «Теплосоюз» направился в командировку по приобретению мазута, то есть по требованию, изложенному в иске прокурора, а представитель Администрации МО «Солодниковский сельсовет» выразил свое отношение к иску в письменном возражении. Оценивая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае непринятия мер по обеспечению топливом, суд приходит к выводу о том, что указанные ответчиками доводы не являются достаточными основаниями для отложения слушания дела и поэтому рассматривает дело в отсутствие представителей указанных лиц. В своем возражении представитель Администрации МО «Солодниковский сельсовет» просил отклонить исковые требования, поскольку полномочия по приобретению топлива были переданы по соглашению от **** года Администрации МО «Черноярский район», а Администрация МО «Солодниковский сельсовет» неоднократно требовала ООО «Теплосоюз» приобрести топливо. В том числе по указанному вопросу было проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, по итогам которого были направлены уведомления в Администрацию МО «Черноярский район». Представитель Администрации МО «Черноярский район» Щ. частично согласился с исковыми требованиями истца. Пояснил, что согласно указанным прокурорам нормативным правовым актам должен создаваться запас топлива на 30 суток. Подтвердил, что Администрация МО «Солодниковский сельсовет» передала полномочия по закупке топлива Администрации МО «Черноярский район» для нужд населения села. Показал, что согласно нормативам ООО «Теплосоюз», которое по контракту оказывает услуги по отоплению, в месяц должно иметь не менее 122,23 т топлива, из которых не менее чем 70 тонн должны быть направлены для отопления населения и в натуральной форме должны быть обеспечены Администрацией района. Остальное топливо ООО «Теплосоюз» должно приобретать самостоятельно, в том числе за счет средств, выплачиваемых Администрацией МО «Черноярский район» за теплоснабжение объектов социальной сферы. При этом согласно достигнутому между администрацией района и сельского совета соглашению, администрация района передает топливо – мазут администрации сельского совета, а та в свою очередь ООО «Теплосоюз». Подтвердил, что на момент рассмотрения дела у ООО «Теплосоюз» имеется запас только в количестве 37,627 т мазута, что значительно ниже 30-ти суточного установленного законом запаса. Указанное обстоятельство объяснил невыполнением перед администрацией района обязательств поставщиками топлива. Кроме того, показал, что деньги за услуги по теплоснабжению, на которые ООО «Теплосоюз» имело возможность купить топливо для объектов социальной сферы были перечислены только тремя платежными поручениями – ** года и *** года. Задержка была вызвана неорганизованной работой федерального казначейства. Просил удовлетворить исковые требования частично, возложив на ответчиков обязанность по обеспечению мазутом в солидарном порядке. Суд, выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В п. 7 ч. 1 ст. 15 указанного федерального закона сказано, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с п. 1.4 Распоряжения Правительства Астраханской области от 09.06.2011 № 231 « О подготовке энергоснабжающих и топливоснабжающих организаций Астраханской области к осеннее – зимнему периоду 2011-2012 года» руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области рекомендовано обеспечить аварийный запас резервного топлива согласно нормативам. Как следует из показаний представителя Администрации МО «Черноярский район» Щ., отзыва главы Администрации МО «Солодниковский сельсовет», решения № ** от *** года и соглашения № ** от ***года Администрация МО «Солодниковский сельсовет» в соответствии с указанным соглашением передала полномочия по закупке топлива для нужд населения с. Н Администрации МО «Черноярский район». Согласно объяснениям представителя Щ., специалиста С., распоряжениям Администрации МО «Черноярский район» между указанными лицами был заведен порядок, по которому приобретаемое топливо передавалось администрацией района в собственность администрации сельского совета, которая направляла мазут ООО «Теплосоюз», непосредственно в соответствии с п. 2.2 Устава, осуществляющему на договорной основе услуги по отоплению. Из показаний указанных лиц также следует, что в случае недостаточности топлива может возникнуть чрезвычайная ситуация. Кроме того, согласно гос. контрактам № ** и № ** детский сад и школа с. Н также обслуживаются ООО «Теплосоюз», которое получает плату в денежном выражении за услуги по теплоснабжению от указанных бюджетных учреждений, финансируемых Администрацией района. Оценивая приведенные положения закона, показания участников процесса и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению топливом населения с. Солодники возлагается на всех ответчиков. В соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Исходя из п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, готовность объектов жилищно – коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ни же 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Согласно положениям п.п. 1, 2, 3, 4, 10,15 39 Инструкции по организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 4 сентября 2008 года № 66 норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях котельных является общим нормативным запасом основного и резервного запаса видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Нормативный неснижаемый запас топлива на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчет нормативного эксплуатационного запаса топлива производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток; по жидкому топливу – 30 суток. В соответствии с п. 1.4 Распоряжения Правительства Астраханской области от 9 июня 2011 года № 231 « О подготовке энергоснабжающих и топливоснабжающих организаций Астраханской области к осеннее – зимнему периоду 2011-2012 года» руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области рекомендовано обеспечить аварийный запас резервного топлива согласно нормативам. В соответствии с п.п. 2.2 Устава ООО «Теплосоюз» предметом деятельности Общества является оказание услуг населению по договорной основе в сфере жилищно – коммунального хозяйства (в том числе обеспечение подачи тепла) с привлечением средств различных уровней бюджетов. Распоряжением Администрации муниципального образования «Солодниковский сельсовет» от ** года № ** «О начале отопительного сезона 2011-2012 гг.» ООО «Теплосоюз», отпускающему тепловую энергию потребителям, предписано: начать с 19 октября 2011 года подачу теплоносителя с соблюдением температурного режима к объектам социально – культурного назначения и жилого фонда. Согласно показаниям представителя истца, показаниям представителя ответчика Щ., показаниям специалиста С. – начальника отдела ЖКХ и ТГ Администрации МО «Черноярский район», а также информации зам. главы Администрации МО «Черноярский район» указанный выше нормативный запас топлива для ООО «Теплосоюз» должен составлять 122,23 т мазута. Из них не менее 70 т должны обеспечивать потребности населения, а оставшаяся часть объектов социальной сферы села. Вместе с тем, согласно информации по состоянию на 2 февраля 2012 года фактический запас топлива у ООО «Теплосоюз» для населения и соц. сферы составляет 38,576 т, что значительно ниже установленного норматива. Кроме того, согласно платежным поручениям и показаниям Щ. деньги школе и детскому саду с. Н для дальнейшей оплаты услуг по теплоснабжению ООО «Теплосоюз» были направлены только ** года и ** года, так как до настоящего времени УФК не имело возможности осуществлять возложенные на него функции. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время установленный месячный норматив потребления топлива для нужд населения ответчиками не обеспечен, они не выполняют возложенных на них обязанностей. Указанное обстоятельство подтверждается также многочисленными письмами главы Администрации МО «Солодниковский сельсовет», решением комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, согласно которым он просит руководителя ООО «Теплосоюз» и главу администрации района приобрести топливо в необходимых количествах, а также копией приказа о командировке директора ООО «Теплосоюз» в которой сказано, что он убыл в Р. Калмыкия для решения вопроса по приобретению мазута. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и их необходимо удовлетворить. При этом суд учитывает, что обязанность по обеспечению топливом возложена на всех ответчиков одновременно и разделение их действий в субсидиарном порядке невозможно, поэтому исполнять требования закона они должны в солидарном порядке. Ч. 1 ст. 212 ГПК РФ устанавливает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Прокурор в судебном заседании просил обратить решение суда к немедленному исполнению. Суд соглашается с требованием прокурора, так как замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для населения с. Солодники, объектов социальной и коммерческой сферы и возникновению чрезвычайной ситуации. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Черноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании обеспечить запас топлива удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосоюз», Администрацию муниципального образования «Солодниковский сельсовет», Администрацию муниципального образования «Черноярский район» в солидарном порядке создать на складах ООО «Теплосоюз» неснижаемые запасы жидкого топлива – мазута в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке. Решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение месяца. Решение изготовлено при помощи компьютера в совещательной комнате 2 февраля 2012 года. Судья Н.Ш. Джумалиев