Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года.
Черновский районный суд г. Читы
В составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,
при секретаре Секретарь1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в защиту неопределенного круга лиц к администрации Черновского района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» об обязании администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского района городского округа «Город Чита» восстановить осевую линию дорожной разметки по адресу: г. Чита, ..., ..., и
у с т а н о в и л :
Истец – Прокурор Черновского района г. Читы, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с вышеназванным исковым требованием, ссылаясь на следующее:
Осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой Черновского района г. Читы проведена проверка исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта.
Согласно Акта комиссионного обследования эксплуатационного состояния пешеходных переходов улиц Черновского района г. Читы от Дата обезличена года выявлены нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения. А именно в районе ... по адресу: г. Чита, ..., установлен износ осевой линии разметки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Органы местного самоуправления ненадлежащим образом исполняют возложенную на них обязанность по содержанию дорог. В результате чего, создаются условия для беспорядочного движения автотранспортных средств, что способствует совершению ДТП и создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.
В связи с тем, что определить круг лиц, которые могут стать потерпевшими от дорожно-транспортных происшествий невозможно, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского района городского округа «Город Чита» восстановить в районе ... по адресу: город Чита, ... осевую линию дорожной разметки.
В судебном заседании представитель истца – помощник Прокурора Черновского района г. Читы Несмеянова Е.Д. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Представитель ответчика – администрации Черновского района городского округа «Город Чита» Представитель ответчика1, действующий на основании доверенности от Дата обезличена года, в судебном заседании пояснил, что дорожная деятельность, т.е. деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в границах городского округа «город Чита» относится к ведению администрации городского округа «Город Чита». Администрация Черновского района г. Читы не отвечает за содержание автомобильных дорог.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 16 ч. 1 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
В ходе судебного заседания установлено, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется обязанность по содержанию дорог. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования пешеходных переходов расположенных г. Чите от Дата обезличена года, согласно Номер обезличен которого на ... отсутствует осевая линия разметки л.д. ).
В соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В силу ст.ст. 3, 4 Устава городского округа «Город Чита», граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа «Город Чита» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Указанная в исковом заявлении дорога в районе улиц ... относится к Черновскому административному району и является территорией городского округа «Город Чита».
Согласно ст. 52 Устава, автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Чита» находятся в собственности городского округа «Город Чита», в связи с чем к полномочиям администрации городского округа «Город Чита» относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по восстановлению осевой линии дорожной разметки на администрацию муниципального образования – городской округ «город Чита», а в иске к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» следует отказать, так как эта организация является административным районом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц. Содержание дорог в ненадлежащем состоянии, создает условия для беспорядочного движения автотранспортных средств, что способствует совершению ДТП и создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения. Потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин.
Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» восстановить осевую линию дорожной разметки по адресу: г. Чита, ..., в районе улиц ....
В иске прокурора Черновского района г. Читы к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» о восстановлении осевой линии дорожной разметки по адресу: г. Чита, ..., в районе улиц ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский районный суд г. Читы.
Судья И.В. Куклина