Решение (о возложении обязанности об устанении повреждения дорожного покрытия))



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2010 года.

Черновский районный суд г. Читы

В составе председательствующего судьи О.В. Монаковой

при секретаре Е.С. Шестаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черновского района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности об устранении повреждения дорожного покрытия на участке дорог г. Чита п. ГРЭС проезд Рудницкий от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская

У с т а н о в и л :

Истец – Прокурор Черновского района г. Читы, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с вышеназванным исковым требованием, ссылаясь на следующее:

В ходе проведения прокуратурой Черновского района г. Читы проверки по исполнению органами местного самоуправления своих полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта установлено, что дорожное покрытие дорог по адресу г. Чита п. ГРЭС проезд Рудницкий от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская находятся в неудовлетворительном состоянии.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа.

Однако органы местного самоуправления ненадлежаще исполняют возложенную на них обязанность по надлежащему содержанию дорог по следующим основаниям:

Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного покрытия» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В ведении органов местного самоуправления относятся дороги расположенные в Черновском районе г. Читы по адресу п. ГРЭС проезд Рудницкий от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская. При этом состояние дорог не отвечает установленным требованиям и стандартам. Так на данных участках дорог имеются выбоины, ямы, трещины на проезжей части и просадка дорожного полотна.

Неудовлетворительное состояние дорог (в частности несоблюдение установленных ГОСТов на участке дорог г. Чита п. ГРЭС проезд Рудницкий от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская ) отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровья граждан, в том числе повреждения их имущества.

Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского района городского округа «Город Чита» устранить повреждения дорожного покрытия (выбоины, ямы, трещины и просадки дорожного покрытия) на участке дорог по адресу г. Чита п. ГРЭС проезд Рудницкий от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская.

В судебном заседании представитель истца – помощник Прокурора Черновского района г. Читы Несмеянова Е.Д. исковые требования уточнила в связи с неправильным указанием наименования проезда Рудничного и пояснила аналогичное изложенному в исковом заявлении.

Просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского района городского округа «Город Чита» устранить повреждения дорожного покрытия (выбоины, ямы, трещины и просадки дорожного покрытия) на участке дорог по адресу г. Чита п. ГРЭС проезд Рудничный от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская.

Представитель ответчика – администрации Черновского района городского округа «Город Чита» Захаров А.В., действующий на основании доверенности от Дата обезличена года, в судебном заседании пояснил, что дорожная деятельность, т.е. деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в границах городского округа «город Чита» относится к ведению администрации городского округа «Город Чита». Администрация Черновского района г. Читы не отвечает за содержание автомобильных дорог.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав пояснения представителя истца, объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 16 ч. 1 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В ходе судебного заседания установлено, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется обязанность по содержанию дорог. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования улично-дорожной сети г. Читы от 11.11.2009 года, согласно которому на участке дорог г. Чита п. ГРЭС проезд Рудничный (Рудницкий) от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская имеются выбоины, ямы, трещины на проезжей части и просадка дорожного покрытия. л.д. ).

В соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В силу ст.ст. 3, 4 Устава городского округа «Город Чита», граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа «Город Чита» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Указанные в исковом заявлении участки дорог относятся к Черновскому административному району и являются территорией городского округа «Город Чита».

Согласно ст. 52 Устава, автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Чита» находятся в собственности городского округа «Город Чита», в связи с чем к полномочиям администрации городского округа «Город Чита» относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по устранению повреждений дорожного покрытия на администрацию муниципального образования – городской округ «город Чита», а в иске к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку является административным районом муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» устранить повреждения дорожного покрытия (выбоины, ямы, трещины и просадки дорожного покрытия) на участке дорог по адресу г. Чита п. ГРЭС проезд Рудничный от п. ГРЭС до п. Кадала, перекресток улиц Энтузиастов – автодорога на ул. Ивановская, автодорога п. ГРЭС – ул. Ивановская.

В иске прокурора Черновского района г. Читы к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности об устранении повреждения дорожного покрытия – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский районный суд г. Читы.

Судья О.В. Монакова