Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2010 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Ман-за О.В.,
при секретаре Куйдиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Ткачёвой Анны Никитичны к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Ткачёвой А.Н. с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Постановлением главы администрации Черновского района г.Читы Номер обезличен от Дата обезличена над несовершеннолетней Ткачёвой А.Н. учреждено попечительство, в связи со смертью родителей. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось за его отсутствием. Ткачева А.Н. обучалась в .... После окончания обучения Дата обезличена года жилого помещения истица не имеет. Ткачёва А.Н. с Дата обезличена года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди Номер обезличен в администрации городского округа «Город Чита». В разумные сроки жилое помещение по учетной очереди Ткачёвой А.Н. не предоставлено.
Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Ткачёвой Анне Никитичне вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте города Чита, размером не менее 25 кв.м.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Несмеянова Е.Д. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Истец Ткачёва А.Н. в суде также исковые требования поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Представитель администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенностей, в суде иск не признала и пояснила, что за детьми-сиротами сохраняется закрепленное жилье в соответствии с законодательством РФ. Дети из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями субъектом РФ. Предоставить жилое помещение не имеют возможности, поскольку имеется огромное количество аналогичных исков, свободного жилья нет, принято много решений суда, которые необходимо исполнить.
В качестве ответчиков по данному делу привлечены: Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Представитель Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. В своих возражениях на исковое заявление указал следующее: исковые требования не признает. Обеспечение Ткачёвой А.Н. жилой площадью является полномочием органа местного самоуправления. В силу Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановых период 2011 и 2012 годов» от 03.12.2009 г. № 285-ЗЗК, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 20029,4 тыс. руб. Правительством Забайкальского края принято распоряжение от 18 февраля 2010 года № Номер обезличен, которым перечислена субвенция в сумме 7497,9 тыс. руб. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С. в суде также исковые требования не признал и пояснил, что Ткачёва А.Н. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности. Субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам, которые распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Поэтому просит суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № Номер обезличен от Дата обезличена года над Ткачёвой А.Н. учреждено попечительство, в связи со смертью родителей,л.д.. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось, ввиду его отсутствия.
Ткачёва А.Н. с Дата обезличена года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № Номер обезличен в администрации городского округа «Город Чита»,л.д.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотреть в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем.
Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылалась представитель ответчика.
Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцам мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как сироты, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось их право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Предоставление истцам жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством, жилой площадью».
Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязывании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения в пользу заявителей должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Ткачёвой А.Н. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. Поэтому исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Ткачёвой Анне Никитичне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м. При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы.
Судья: