Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2010 года.
Черновский районный суд г. Читы
В составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,
при секретаре Савенко Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску Гебель Валерия Александровича, Гебель Натальи Вячеславовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гебель Полины Валерьевны к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Черновского района г. Читы о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения, и
у с т а н о в и л :
Истцы Гебель В.А. и Н.В. обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
С 12.10.1999 года Гебель В.А. проходит военную службу в войсковой части Номер обезличен в должности .... В установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии войсковой части ему и членам его семьи была распределена 2-комнатная квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ... .... Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий войсковой части ФИО1, которую он освободил в связи с улучшением жилищных условий по договору социального найма. В феврале 2010 года он обратился в Администрацию Черновского района г. Читы, с просьбой о заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения, однако ему было отказано. Считает, что данный отказ необоснован, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного или муниципального жилого фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей. Указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Просят суд, признать за Гебель Валерием Александровичем, Гебель Натальей Вячеславовной, Гебель Полиной Валерьевной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ... ... с правом регистрации по данному адресу и обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма специализированного жилого помещения, судебные расходы возложить на ответчика.
В судебное заседание истцы Гебель В.А. и Н.В. не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просят суд признать за Гебель Валерием Александровичем, Гебель Натальей Вячеславовной, Гебель Полиной Валерьевной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ... ... с правом регистрации по данному адресу и обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчиков Администрации городского округа «Город Чита», Черновского административного района городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей от 13.01.2010 года, исковые требования истцов не признала, дополнив, что требования истцов не подлежат удовлетворению в связи с тем, что специализированный жилищный фонд создается и содержится собственником специально для обеспечения своих работников жилищно-бытовыми условиями, но только на период действия трудового договора (контракта). Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам специализированного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранным на выборные должности в органы местного самоуправления. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы и военнослужащие связаны трудовыми отношениями с федеральными органами государственной власти. Таким образом, предоставление им специализированных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. Кроме того, после передачи специализированных жилых помещений в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус специализированных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Спорной квартире статус специализированного не присваивался.
Представитель третьего лица – Девятого отдельного авиационного отряда ФСБ России Цицилин В.А., действующий на основании доверенности от 27.04.2010 года, в судебном заседании пояснил, что требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку ранее эту квартиру занимал военнослужащий ФИО1, и в этой квартире всегда жили военнослужащие. Ранее эта квартира принадлежала пограничному управлению, а затем ее передали в муниципальную собственность.
Выслушав объяснения представителя ответчика, пояснения третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 2 указанного закона особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе относятся супруг и несовершеннолетние дети.
Пунктом 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с п. 5 данной статьи в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Пунктом 34 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утвержденной приказом МО РФ № 80 от 15.02.2000 года, предусмотрено, что жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу.
Как установлено в судебном заседании, истец Гебель В.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части Номер обезличен в ... л.д. ). Решением жилищной комиссии Номер обезличен ФСБ России от 27.02.2009 года, квартира по адресу ..., ... ... ... распределена военнослужащему Гебель В.А. с составом семьи 3 человека, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии л.д. ). Ранее в данной квартире проживал военнослужащий войсковой части Номер обезличен ФИО1 л.д. ).
Квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ... ... передана Забайкальским пограничным округом в муниципальную собственность. Данные обстоятельства, подтверждаются актом приема-передачи от 01.02.1996 года, постановлением Мэра г. Читы № 3981 от 27.11.1997 года, а также выпиской из реестра муниципального имущества л.д. ). Постановлением Мэра г. Читы от 24.02.1998 года № 512 с указанного дома снят статус общежития и придан статус много квартирного жилого дома л.д. ).
В Определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года № 453-О, указано, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений; что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. Данная норма законодателем не отменена.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляя правовой статус военнослужащих, выражающийся в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допустил возможность предоставления указанному лицу и членам его семьи жилого помещения, ставшего муниципальным, ранее предоставлявшегося другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении ими данных помещений.
То обстоятельство, что жилой фонд, ранее использовавшийся военнослужащими, был передан в муниципальную собственность, в силу вышеприведенной нормы не может нарушать прав других военнослужащих и членов их семей на получение этого жилого фонда в целях его использования для проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что за истцами должно быть признано право пользования спорным жилым помещением. Исковое требование об обязании ответчиков заключить договор найма служебного помещения удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 3 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд государственного и муниципального фонда может быть, в частности использован при заключении договоров социального найма жилья и договоров специализированного найма, объектом которого в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ является служебное жилое помещение.
Как указывалось выше, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» с истцом может быть заключен договор найма служебного жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 15 указанного выше Закона, военнослужащие обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, договор найма служебного жилого помещения заключают с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Таким образом, принимая решение о распределении спорного жилого помещения, жилищная комиссия военного подразделения, в котором истец проходит военную службу по контракту, одновременно с этим приняла решение о заключении с истцом и членами его семьи договора найма служебного жилого помещения.
Заключение такого договора право на самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушает, поскольку распорядиться иным способом жилым помещением, освободившимся после проживания в нем военнослужащих, орган местного самоуправления не вправе.
Названное жилое помещение подлежит включению в специализированный жилищный фонд в порядке п. 2 ст. 92 ЖК РФ.
Таким образом за истцами Гебель В.А., Гебель Н.В., Гебель П.В. должно быть признано право пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Исковое требование в части признания ответчиками права на регистрацию истцов в спорном жилом помещении удовлетворению не подлежит.
Пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 установлено, что органами регистрационного учета в городах, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы. Из чего следует, что регистрационный учет ответчиками не осуществляется.
В соответствии с п. 16 Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.
Учитывая, установленные по делу обстоятельства, таким документом будет являться настоящее судебное решение.
В силу п. 23 Правил регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Гебель Валерием Александровичем, Гебель Натальей Вячеславовной, Гебель Полиной Валерьевной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... на условиях договора найма служебного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский районный суд г. Читы.
Судья И.В. Куклина