РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Ман-за О.В.,
при секретаре Куйдиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Теряева Андрея Алексеевича к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Коновалова И.С. с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Теряев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он обучается и находится на полном государственном обеспечении в <данные изъяты> №» <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Теряев А.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита», учетный номер № Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что после окончания обучения в <данные изъяты> № жилое помещение в порядке очередности Теряеву А.А. не будет предоставлено.
Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Теряеву А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте <адрес>, размером не менее 25 кв.м.
В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Истец Теряев А.А. в суде также исковые требования поддержал и пояснил аналогичное вышеизложенному, дополнив, что в июне 2010 года он окончил <данные изъяты> №. По выпуску из <данные изъяты> он жильем не обеспечен.
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности, в суде иск не признала и пояснила, что за детьми-сиротами сохраняется закрепленное жилье в соответствии с законодательством РФ. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Допускается, что органы государственной власти могут соответствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои полномочия органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полномочий за счет средств бюджета края. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Как представитель администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности, также не признала исковые требования и пояснила, что в соответствии с Постановлением Мэра города Читы «О разграничении полномочий в сфере жилищной политики», полномочиями по принятию на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ведение учета наделен комитет по развитию инфраструктуры администрации города. Считает, что не являются надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, в суде исковые требования не признала и пояснила, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью. Обеспечение такой категории граждан жилой площадью является полномочием органа местного самоуправления. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделены в полном объеме. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, поэтому не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С. в суде также исковые требования не признал и пояснил, что финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Законом Забайкальского края на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот жилой площадью предусмотрены субвенции. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено. Субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам, которые в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления, а не гражданин. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Как видно из материалов дела, Теряев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался и находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты> №» <адрес>. По выпуску из <данные изъяты> не имеет жилого помещения, л.д.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № в администрации городского округа «Город Чита», л.д.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотреть в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем.
Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истцов в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылалась представитель ответчика.
Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцам мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителей на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как сирот, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось их право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального определения и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно представленным уведомлениям из КГУП «Забайкальское БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю, истец в собственности жилых помещений не имеет, л.д.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством, жилой площадью».
Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязывании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения в пользу заявителей должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Теряеву А.А. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. Поэтому исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить вне очереди Теряеву Андрею Алексеевичу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м.
При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителей стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы.
Судья:
Ман-за О.В.