Решение (о предоставлении жилого помещения), иск удовлетворен



РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации дело № 2-1620-10

8 ноября 2010 года

Черновский суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Епифанцевой М.А.

При секретаре Марий О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Плотниковой Екатерины Петровны к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения, и

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Плотниковой Е.П. с вышеназванным иском к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита», указав следующее.

На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Главы муниципального образования от 20 декабря 2002 года несовершеннолетние ФИО9 (Плотникова) Катя-ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения устроены в палату временного содержания для детей, оставшихся без попечения родителей.

В период времени с 2004 по 2005 годы Плотникова Е.П. являлась воспитанником и находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>. После окончания обучения в <данные изъяты> не имеет жилого помещения в связи с отсутствием жилья у родителей.

По информации Управления Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю Плотникова Е.П. жилых помещений в собственности не имеет.

Плотникова Е.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в Администрации городского округа «Город Чита». Однако, в разумные сроки жилое помещение по учетной очереди Плотниковой Е.П. не предоставлено.

Просит суд обязать Администрации городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Плотниковой Е.П. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному, уточнив, что жилое помещение должно быть расположено в границах города Читы.

Истец Плотникова Е.П. в суде предъявленный иск поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита»-Алькова О.М., выступающая на основании доверенности, предъявленный иск не признала и пояснила, что из смысла норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В развитие указанных предписаний Бюджетный Кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В соответствии с Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18 декабря 2009 года органам местного самоуправления юридически были переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке получения жилья составляет 1870 человек. Однако, выделенных денежных средств недостаточно для обеспечения всех нуждающихся жилыми помещениями. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ.

Представитель Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще ( л.д. ).

К участию в деле привлечены в качестве ответчиков Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Представитель Правительства Забайкальского края-Серебрякова А.Ю., выступающая на основании доверенности. в суде предъявленный иск не признала и пояснила, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, в связи с чем Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой ( попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края осуществляют переданные полномочия в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края через соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством) жилой площадью выделяются в полном объеме.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в его отсутствие ( л.д. ).

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истец Плотникова Е.П. являлась воспитанником детского государственного учреждения. Собственного жилья не имеет, что подтверждается материалами дела ( л.д. ).

С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учетный номер №.

В силу положений ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

Согласно п.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Такие случаи, как следует из буквального толкования ст.57 ЖК РФ законодатель предусмотрел в подп.2 п.2 данной статьи в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом ( ч.1ст.39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит вопрос обеспечения жильем.

Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального Закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылается представитель ответчика.

Необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее незащищенной категории граждан-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения данного закона не препятствует разрешению вопроса о предоставлении истцу мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как ребенка-сироты, Администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось его право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Данная обязанность муниципального образования не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.2ст.8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью».

Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязывании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения суда в пользу истца должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета ( казны) Забайкальского края.

Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения доля одиноко проживающего человека установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцу Плотниковой Е.П. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Плотниковой Екатерине Петровне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м.

При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский суд г. Читы.

Судья- Епифанцева М.А.

.