Решение (о предоставлении жилого помещения), иск удовлетворен



РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации дело № 2-1621-10

11 октября 2010 года

Черновский суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Епифанцевой М.А.

При секретаре Марий О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Яковлевой Клавдии Сергеевны к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, и

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Яковлевой К.С. с вышеназванным иском к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита», указав следующее.

Постановлением главы администрации Черновского района городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ Яковлева К.С. определена в детское государственное учреждение. За несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Черновского района г. Читы № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о нецелесообразности закрепления жилой площади по указанному адресу, поскольку жилье разрушено.

Яковлева К.С. воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в <адрес>. После окончания обучения жилого помещения не имеет.

Яковлева К.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № в Администрации городского округа «Город Чита». Однако, в разумные сроки жилье по учетной очереди ей не предоставлено.

Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Яковлевой К.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Несмеянова Е.Д. исковые требования поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Истец Яковлева К.С. в судебном заседании предъявленный иск также поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита»-Печак О.Ю., выступающая на основании доверенности, в суде предъявленный иск не признала и пояснила, что в соответствии с требованиями закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в соответствующем учреждении. Эти функции являются государственным полномочием субъекта РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Тем самым, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе и решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В соответствии со ст.86 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.

В настоящее время численность детей-сирот во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1870 человек. Однако, выделенных денежных средств недостаточно для обеспечения всех нуждающихся жилыми помещениями. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ.

Представитель Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще ( л.д. ).

В качестве ответчиков по данному делу привлечены-Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Представитель Правительства Забайкальского края-Серебрякова А.Ю., выступающая на основании доверенности, в суде предъявленный иск не признала и пояснила, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством) жилой площадью» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания и т.д. переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.

Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой вне очереди жилой площади.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края-Филипенко Д.С., выступающий на основании доверенности. в суде предъявленный иск также не признал и пояснил, что за Яковлевой К.С. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.52 ЖК РФ Яковлева К.С. является нуждающейся в жилом помещении и вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством в порядке очередности. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма является непригодным для проживания, то выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Следовательно, обязывание органа местного самоуправления предоставить жилое помещение лицу, уже имевшему закрепленное за ним жилое помещение вне очереди не соответствует законодательству.

Кроме того пояснил, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании Яковлева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась воспитанницей детского государственного учреждения-<адрес>. Собственного жилья не имеет, что подтверждается материалами дела ( л.д. ).

Яковлева К.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер учетной очереди № в Администрации городского округа «Город Чита».

В силу положений ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.1ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Такие случаи, как следует из буквального толкования ст.57 ЖК РФ законодатель предусмотрел в подп.2 п.2 данной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ч.1ст.39).

Осуществление государством конституционной обязанности по устранению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечение жильем.

Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального Закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-бы то ни было условий, в том числе, на которые ссылались представители ответчиков.

Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения данного закона не препятствует разрешению вопроса о предоставлении истцу мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как сироты, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось её право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.2ст.8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях0сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством) жилой площадью».

Тем самым, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязывании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения в пользу истца должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета ( казны) Забайкальского края.

Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Яковлевой К.С. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м., в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Яковлевой Клавдии Сергеевне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Читы, общей площадью не менее 25 кв.м.

При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета ( казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский суд г. Читы.

Судья- Епифанцева М.А.

.