Решение (о присуждении к исполнению обязанности в натуре), иск удовлетворен



Дело № 2-2135/2010РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

именем Российской Федерации

25 октября 2010 года город Чита

Черновский районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Пивоварова А. А.,

при секретаре Шелопугиной Н. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о признании бездействия незаконным и об обращении с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества, о принятии бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность в установленном законом порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Черновского района города Читы обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным иском, указав в его обоснование, что в ходе прокурорской проверки по обращению и. о. начальника Государственной жилищной инспекции Забайкальского края об аварийном состоянии бесхозных домов установлено, что жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, являются бесхозяйными, поскольку их принадлежность неизвестна, владелец или собственник не установлены. В отсутствие собственника обслуживание и содержание домов не осуществляется, что явилось причиной приведения указанных домов в непригодное для проживания состояния.

В нарушение п. 5, ст. 2 Жилищного кодекса РФ администрация городского округа «Город Чита» не принимает указанные дома в муниципальную собственность по причине их непригодности для проживания.

Поскольку администрация является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, просил признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – указанных выше жилых домов, обязать администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о принятии их на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества и в последующем принять указанный жилой фонд в муниципальную собственность в установленном порядке.

В судебном заседании представитель прокуратуры Попова Г. В. заявленные требования поддержала в полном объёме.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Пименова О. В. иск не признала, поскольку принадлежность жилых домов не выяснена, средств на исполнение требований администрация не имеет. Статья 225 ГК РФ предполагает право, а не обязанность органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вещь. Принятие на учёт жилых домов невозможно, можно принять только квартиры.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, районный суд приходит к следующему.

Жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, являются бесхозяйными, поскольку их принадлежность неизвестна, владелец или собственник не установлены, что подтверждается ответами администрации городского округа «Город Чита», ТУ ФАУГИ (Росимущества), Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л. д. №, №).

Сведения о предприятиях, которым ранее принадлежали указанные жилые дома, в ЕГРЮЛ отсутствуют (л. д. №). <данные изъяты> (<адрес>) ликвидировано (л. д. №). По большинству жилых помещений, находящихся в указанных жилых домах, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Реестре объектов технического учёта, записи о регистрации прав на названные объекты отсутствуют.

Согласно актов Государственной жилищной инспекции Забайкальского края указанные жилые дома являются непригодными для дальнейшего проживания (л. д. №).

В соответствии с ч. 1, ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. п. 5, 6, ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Приведённые нормы закона администрацией городского округа «Город Чита» в отношении вышеуказанных жилых домов не исполняются.

Принятие жилых домов в муниципальную собственность ответчик считает нецелесообразным, поскольку эти дома являются аварийным и непригодными для проживания (л. д. №, №).

Такое бездействие ответчика является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности и сохранности.

В соответствии с ч. ч. 1, 3, ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, как правильно указано прокурором, администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана принять надлежащие меры к исполнению собственных полномочий, установленных жилищным законодательством.

В силу вышеизложенного доводы представителя ответчика, не согласного с иском, нельзя признать состоятельными.

Поэтому иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск исполняющего обязанности прокурора Черновского района города Читы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества: жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества: жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, и принять указанные жилые дома в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья А.А. Пивоваров