Решение (о признании незаконным бездействия администрациии ФБУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю и обязывании создать рабочие места и трудоустроить осужденных, отбывающих наказание), иск удовлетворен



РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года.

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Ман-за О.В.,

при секретаре Куйдиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Забайкальского края, действующего в защиту интересов государства, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 3» УФСИН по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия и обязывании создать рабочие места и трудоустроить осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении,

у с т а н о в и л :

Прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Забайкальского края обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:

Ими была проведена проверка соблюдения законов при исполнении уголовных наказаний, в результате которой установлено, что в Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» (далее ФБУ ИК-3) из 1235 отбывающих наказание, 112 осужденных трудоустроено. Мер по трудоустройству остальных осужденных администрацией исправительного учреждения не принимается. В соответствии с Положением о Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № 3» учреждение является юридическим лицом. Согласно п.26 Положения основными задачами учреждения является привлечение осужденных к труду. По состоянию на 01 июня 2010 года 321 осужденный имеет неисполненные исковые требования на общую сумму 17508834 руб. 72 коп. Из указанных лиц только 74 трудоустроены. Таким образом, ФБУ ИК-3 не выполняет возложенные на нее обязанности по трудоустройству всех осужденных. Считает, что ФБУ ИК-3 допускает бездействие, чем нарушаются интересы государства на обеспечение полной занятости всех осужденных и права неопределенного круга лиц на возмещение ущерба, причиненного преступлением.

В судебном заседании представитель истца заместитель Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Федоров А.Л. исковые требования поддержал полностью и пояснил аналогичное вышеизложенному, дополнив, что необходимо принять максимальные меры к трудоустройству осужденных.

Представитель ответчика Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» Попова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 103 ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, п. 3 ст. 13 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду, исходя из наличия рабочих мест. Указанные нормативные правовые акты не обязывают администрацию учреждений создавать рабочие места и трудоустраивать всех осужденных, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. Данные требования закона ФБУ ИК-3 выполняет в полном объеме. Кроме этого, при обращении в суд прокурором не были учтены осужденные, отбывающие наказание, не имеющие общего образования, не была учтена трудоспособность осужденных, состояние их здоровья, не были учтены осужденные, обучающие в школе и ПТУ. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Статьей 9 ч. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Таким образом, труд выполняет важную социальную функцию и одновременно является обязанностью осужденных.

В соответствии со ст. 13 п. 3 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года № 5473-1, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение.

В силу ст. 103 ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Согласно вышеуказанной норме закона, обязанностью администрации исправительного учреждения является привлечение осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности.

Одной из основных задач учреждения ФБУ ИК-3 является привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, осуществление их общего, профессионального образования и профессионального обучения, что предусмотрено п. 2.6 Положения о ФБУ ИК-3, л.д.

В суде представитель истца ссылается на то, что в Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» отбывает наказание 1235 осужденных, трудоустроено 112 осужденных. Администрацией исправительного учреждения по трудоустройству остальных осужденных мер не принимается.

С данными доводами представителя истца суд находит возможным согласиться.

В материалы дела представлены штатные расписания рабочих-повременщиков (осужденных) по хозяйственно-лагерному обслуживанию, из которых видно, что из числа осужденных трудоустроено 112 человек, л.д., а согласно справке по работающим осужденным по состоянию на 15 июля 2010 года, трудоустроено 267 человек, л.д.. То обстоятельство, что не все трудоспособные осужденные в ИК-3 трудоустроены, представителем ответчика не оспаривалось, поэтому его доводы о том, что при подаче искового заявления не были учтены осужденные, отбывающие наказание, которые не имеют общего образования, не была учтена трудоспособность осужденных, состояние их здоровья, а также осужденные, обучающие в школе и ПТУ, несостоятельны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФБУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю не выполняет возложенные на нее обязанности по трудоустройству всех осужденных.

Ссылка представителя ответчика о том, что закон не обязывает их учреждение создавать дополнительные рабочие места, суд находит необоснованными, поскольку из вышеуказанных правовых актов и Положения об ИК-3 следует, что обязанностью исправительного учреждения является привлечение осужденных к труду.

Таким образом, ФБУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю допускает бездействие по непривлечению всех осужденных к труду.

Следовательно, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд находит не подлежащими исковые требования прокурора в части возложения обязанности создать рабочие места для осужденных, т.к. данное требование не основано на законе.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю по непривлечению осужденных к труду.

Обязать администрацию Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю трудоустроить трудоспособных осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы.

Судья:

Ман-за О.В.