Решение (о внеочередном предоставлении жилого помещения), иск удовлетворен



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2010 года.

Черновский районный суд г.Читы в составе председательствующего Ман-за О.В.,

при секретаре Куйдиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Коновалова Ивана Сергеевича к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чи­та», администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Коновалова И.С. с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:

Постановлением главы администрации Черновского района гЛиты № от ДД.ММ.ГГГГ года несовершеннолетний Коновалов И.С., его сестра и брат были опреде­лены в детскре государственное учреждение. Постановлением главы администрации Чер­новского административного района г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ № признано не­возможным закрепление жилой площади за несовершеннолетним Коноваловым И. по ад­ресу: <адрес>, т.к. жилого дома по адресу не существует. Коновалов И.С. воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в <адрес>. По выпуску из детского дома не имеет жилого помещения. Истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ну­ждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № в админист­рации городского округа «Город Чита». В разумные сроки жилое помещение не предос­тавлено.

Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и админист­рацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предос­тавить Коновалову И.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте города Чита, размером не менее 25 кв.м.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Несмеянова Е.Д. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Истец Коновалов И.С. в суде также исковые требования поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенности, в суде иск не признала и пояснила, что за деть­ми-сиротами сохраняется закрепленное жилье в соответствии с законодательством РФ. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, является госу­дарственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполни­тельными органами государственной власти субъекта по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением уста­новленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государст­венными полномочиями. Допускается, что органы государственной власти могут соответ­ствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои пол­номочия органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий,


когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления де­нежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полно­мочий за счет средств бюджета края. Просит отказать в удовлетворении исковых требова­ний.

Представитель администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Варфоломеева Г.В., действующая на основании доверенности, также не признала исковые требования и пояснила, что в соответствии с Постановлением Мэра города Читы «О разграничении полномочий в сфере жилищной политики», полномочиями по принятию на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ведение учета наделен комитет по развитию инфра­структуры администрации города. Считает, что не являются надлежащим ответчиком по делу.

В качестве ответчиков по данному делу привлечены: Правительство Забайкальско­го края и Министерство финансов Забайкальского края.

Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действую­щая на основании доверенности, в суде исковые требования не признала и пояснила, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предостав­лению детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью. Обеспечение такой категории граждан жилой площадью является полномочи­ем органа местного самоуправления. Денежные средства, предусмотренные законом За­байкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой пло­щадью, выделены в полном объеме. Правительство Забайкальского края не является фи­нансовым органов, поэтому не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С. в су­де также исковые требования не признал и пояснил, что финансовое обеспечение осуще­ствления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществля­ется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Пра­вительством Забайкальского края. Законом Забайкальского края на осуществление госу­дарственного полномочия по обеспечению детей-сирот жилой площадью предусмотрены субвенции. Средства на обеспечение такой категории граждан жилой площадью направ­лены в бюджет городского округа в размере 5497900 рублей. Кроме того, по распоряже­нию Правительства края предусмотрено направить остатки межбюджетных трансфертов, представленных за счет средств краевого бюджета в 2009 году, в сумме 8760000 рублей, в том числе городскому округу «Город Чита» 2000000 рублей. Заявители имеют право на получение жилого помещения в натуре и не имеют права требовать финансирования из бюджета края. Министерство финансов не является уполномоченным органом по предос­тавлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего за­конодательства возлагается на органы местного самоуправления. Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к сле­дующему:

Как видно из материалов дела, Коновалов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывайся и находился на полном государственном обеспечении в <адрес>. По вы­пуску из детского дома не имеет жилого помещения, л.д.

Коновалов И.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № в администрации городского округа «Город Чита», л.д.


В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государст­венной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дос­тупную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соот­ветствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением уста­новленных настоящим Кодексом случаев.

Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодек­са Российской Федерации, законодатель предусмотреть в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социаль­ного найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­лей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Воору­женных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Конституция- Российской Федерации в соответствии с целями социального госу­дарства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению га­рантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем.

Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помеще­нием возникло у истцов в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было ус­ловий, в том числе тех, на которые ссылалась представитель ответчика.

Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нор­мы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан -детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставле­нии истцам мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку по­становкой заявителей на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помеще­ния как сирот, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось их право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Предоставление истцам жилого помещения является обязанностью муниципально­го определения и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О до­полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Рос­сийской Федерации.

Согласно представленным уведомлениям из КГУП «Забайкальское БТИ», Управ­ления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по За­байкальскому краю, истец в собственности жилых помещений не имеет, л.д.


На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попе­чительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребыва­ния в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными ор­ганами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством, жилой площадью».

Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязы-вании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже уста­новленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недос­таточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения в пользу заявителей должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей пло­щади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, ус­тановлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Коновалову И.О. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. Поэтому исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Чер-новского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Коно­валову Ивану Сергеевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Читы, об­щей площадью не менее 25 кв.м.

При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия сво­бодного жилого фонда или недостаточности выделенных денежных средств предусмот­реть возможность взыскания в пользу заявителей стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам За­байкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы.

Судья:

. О.В. Ман-за