Решение (об обязании установить искусственное освещение), иск удовлетворен



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 года.

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Ман-за О.В.,

при секретаре Куйдиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского района городского округа «Город Чита» о присуждении к исполнению обязанности в натуре,

у с т а н о в и л :

Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:

Осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта. Согласно актам комплексной проверки искусственного освещения на улично-дорожной сети г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения на территории Черновского района г.Читы. Актами проверки установлено, что отсутствует искусственное освещение на улице Мира от отворота автодороги Чита-Ингода до ул. 40 лет Октября; на автодороге Чита-Ингода от отворота на Аэропорт до отворота на агрогородок «Опытный»; на автодороге по ул. Назара Широких г.Читы; на пешеходных переходах на автодороге по ул. Конева г.Читы; имеет неисправное освещение на всем протяжении: на пешеходных переходах на автодороге по ул. Энергетиков г.Читы; отсутствуют светильники искусственного освещения дороги с одной стороны улицы Гайдара г.Читы и на пешеходном переходе по ул. Гайдара отворота на пос. Кадалинка; имеет неисправное освещение на автодороге по ул. Олимпийская и освещение дороги по ул. Космонавтов от ул. Олимпийской до ул. Труда г.Читы. Органы местного самоуправления ненадлежаще исполняют возложенную на них обязанность по содержанию дорог. В результате ненадлежащей организации дорожного движения с нарушениями законодательства создаются условия для беспорядочного движения автотранспорта, что способствует совершению ДТП и создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, которым также являются и несовершеннолетние.

Просит суд обязать ответчиков установить искусственное освещение на улице Мира от отворота автодороги Чита-Ингода до ул. 40 лет Октября; на автодороге Чита-Ингода от отворота на Аэропорт до отворота на агрогородок «Опытный»; на автодороге по ул. Назара Широких г.Читы; на пешеходных переходах на автодороге по ул. Конева г.Читы; восстановить освещение на всем протяжении: на пешеходных переходах на автодороге по ул. Энергетиков г.Читы; установить светильники искусственного освещения дороги с одной стороны улицы Гайдара г.Читы и на пешеходном переходе по ул. Гайдара отворота на пос. Кадалинка; восстановить искусственное освещение на автодороге по ул. Олимпийская и освещение дороги по ул. Космонавтов от ул. Олимпийской до ул. Труда г.Читы.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Черновского района г.Читы Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному, дополнив, что об отсутствии искусственного освещения дороги составлены акты.

Представитель ответчика администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Ладью С.И., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования не признал и пояснил, что администрация Черновского района является структурным подразделением городской администрации, поэтому за освещение дороги они не отвечают, собственных финансов на это не имеют. Денежные средства на эти цели им не выделяются. В настоящее время восстановлено искусственное освещение на 90%.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Конюкова А,В., действующая на основании доверенности, в суде исковые требования не признала и пояснила, что для установки искусственного освещения дорог, указанных в исковых заявлениях, необходимо достаточно большое вложение финансовых средств, которым бюджет городского округа «Город Чита» на данный момент времени не располагает. Работы по установке искусственного освещения возможны лишь в случае субсидирования денежных средств из бюджета Забайкальского края.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, действующий в редакции от 25 ноября 2009 года.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В суде представитель истца ссылается на то, что установлен факт отсутствия искусственного освещения и факт неисправного освещения на дорогах в районах улиц Черновского района г.Читы.

В силу ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормами и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному Закону № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», замену вышедшего из строя источника света или поврежденного элемента маяка следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно послед обнаружения (п. 4.6).

В материалах дела имеется акт обследования пешеходных переходов, расположенных в г. Чите от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что отсутствует искусственное освещение на улице Мира от отворота автодороги Чита-Ингода до ул. 40 лет Октября; на автодороге Чита-Ингода от отворота на Аэропорт до отворота на агрогородок «Опытный»; на автодороге по ул. Назара Широких г.Читы; на пешеходных переходах на автодороге по ул. Конева г.Читы; имеет неисправное освещение на всем протяжении: на пешеходных переходах на автодороге по ул. Энергетиков г.Читы; отсутствуют светильники искусственного освещения дороги с одной стороны улицы Гайдара г.Читы и на пешеходном переходе по ул. Гайдара отворота на пос. Кадалинка; имеет неисправное освещение на автодороге по ул. Олимпийская и освещение дороги по ул. Космонавтов от ул. Олимпийской до ул. Труда г.Читы, л.д.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на дорогах улиц, указанных в исковых заявлениях, расположенных в Черновском районе г.Читы: п. КСК, п. ГРЭС, п. Кадала, п. Восточный, отсутствует искусственное освещение.

Прокурор просит суд возложить обязанность по устранению выявленных нарушений на администрацию городского округа «Город Чита» и на администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита».

Как было указано выше, в соответствии с нормами закона «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, действующего в редакции от 05 апреля 2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ст. 10 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, действующего в редакции от 05 апреля 2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

В силу ст.ст. 3, 4 Устава городского округа «Город Чита», граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.

Поскольку в исковом заявлении прокурора речь идет о дороге, расположенной на территории Черновского района г.Читы, поэтому дорога относится к муниципальной.

Согласно ст. 52 Устава, автомобильные дороги общего пользования находятся в собственности городского округа «Город Чита», и в соответствии со ст. 34 Устава к полномочиям администрации городского округа «Город Чита» относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по восстановлению искусственного освещения на муниципальное образование – администрацию городского округа «Город Чита», а в иске к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку эта организация является административным районом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из заявлений прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц. Несоответствие участка дорог города Читы отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, повреждению имущества. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, невозможно индивидуализировать каждое такое лицо и привлечь его к участию в деле в качестве истца.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Черновского района г.Читы удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» установить искусственное освещение на улице Мира от отворота автодороги Чита-Ингода до ул. 40 лет Октября; на автодороге Чита-Ингода от отворота на Аэропорт до отворота на агрогородок «Опытный»; на автодороге по ул. Назара Широких г.Читы; на пешеходных переходах на автодороге по ул. Конева г.Читы; восстановить освещение на всем протяжении: на пешеходных переходах на автодороге по ул. Энергетиков г.Читы; установить светильники искусственного освещения дороги с одной стороны улицы Гайдара г.Читы и на пешеходном переходе по ул. Гайдара отворота на пос. Кадалинка; восстановить искусственное освещение на автодороге по ул. Олимпийская и освещение дороги по ул. Космонавтов от ул. Олимпийской до ул. Труда г.Читы.

В иске прокурора Черновского района г.Читы к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по установлению и восстановлению искусственного освещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы.

Судья: