Решение (о предоставлении жилого помещения), иск удовлетворен



Дело № 2-2877/2010

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года город Чита

Черновский районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Пивоварова А. А.,

при секретаре Шелопугиной Н. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску бывшего военнослужащего Федоренко Евгения Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Федоренко Е. С. обратился в суд с вышеназванным иском к войсковой части № 48432, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Железнодорожных войсках Министерства обороны Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части № 48432 в должности помощника командира войсковой части по правовой работе). С ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас досрочно на основании подп. «а», п. 2, ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Его выслуга лет в календарном исчислении составляет более лет.

С ДД.ММ.ГГГГ включён в список очередников на получение жилья. В году поставлен на компьютерный учёт в КЭЧ <адрес> в качестве военнослужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

После увольнения из вооружённых сил жильё ему не было предоставлено.

Поэтому просил суд обязать командование войсковой части предоставить ему и двум членам семьи для постоянного проживания 2-х комнатную квартиру общей площадью не менее в избранном для постоянного проживания месте городе Москве.

В связи с прекращением деятельности войсковой части № 48432 в результате реорганизации по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего – Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Федоренко Е. С. заявленное требование уточнил и просил считать избранным после увольнения с военной службы постоянным местом жительства <данные изъяты>. Позицию ответчика полагал не основанной на законе.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, о месте и времени проведения которого был извещён надлежащим образом, не сообщивший об уважительных причинах неявки и не просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, не явился.

Его представитель по доверенности Смолкина А. В. в письменных возражениях просила в иске отказать, так как право Федоренко Е. С. на обеспечение жилым помещением не нарушено. Его требование подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, заявителем пропущен срок на обращение в суд. При увольнении Федоренко Е. С. не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением в городе <данные изъяты>. Кроме того, на момент увольнения он был обеспечен служебным жилым помещением. Жилые помещения предоставляются военнослужащим Департаментом жилищного обеспечения МО РФ в порядке очерёдности.

Определением суда признано возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося ответчика.

Привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц представители войсковой части 48432 – филиала ФБУ войсковая часть 12664, ФГУ «2-я Читинская квартирно-эксплуатационная часть района» соответственно Титов А. С. и Казанцева Е. И. по существу не возражали против удовлетворения требования заявителя, пояснив, что в настоящее время в связи с реформированием Вооружённых сил РФ документы на предоставление жилья направляются непосредственно военнослужащими в Министерство обороны Российской Федерации (Департамент жилищного обеспечения).

Представитель третьего лица ОАО «Славянка» в лице филиала «Читинского» по доверенности Степанов В. С. в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, представителей третьих лиц, районный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что бывший военнослужащий майор Федоренко Е. С., общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении на день увольнения с военной службы по подп. «а», п. 2, ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями - ДД.ММ.ГГГГ, составляет более лет, проживающий совместно с двумя членами семьи (супругой ФИО7 и малолетней дочерью ФИО8) по договору найма служебного жилого помещения в двухкомнатной квартире <адрес> в городе Чите, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередников на получение служебного жилья.

При увольнении с военной службы Федоренко Е. С. был оставлен в списках войсковой части на получение жилья.

Согласно ч. ч. 1, 3, ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовыми основаниями для этого являются Закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В соответствии с п. 1, ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 15 и пунктом 1 статьи 23 названного Закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

Из пункта 1 Правил учёта учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06. 09. 1998, устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В пункте 2 названных Правил определено, что они являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу, что избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы в запас является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 3, ст. 6 Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

В силу пункта 22 Правил в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Начиная с 01 января 2005 года (в редакции Закона «О статусе военнослужащих», действующей с 01 января 2005 года), решение всех вопросов, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета.

Следовательно, действующие в настоящий момент нормы российского законодательства не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Принимая во внимание, что бывший военнослужащий Федоренко Е. С. уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям с оставлением в списках войсковой части на получение жилья, его общая выслуга составляет более календарных лет, избрал постоянным местом жительства после увольнения в запас <данные изъяты>, требование заявителя о предоставлении двухкомнатного благоустроенного жилья в <данные изъяты> обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1, ст. 15. 1 Закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Поэтому ответчик обязан предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее

Доводы, на которые ссылалась представитель ответчика, не могут служить основаниями к отказу в удовлетворении иска по причинам, изложенным выше.

Требование Федоренко Е. С. о предоставлении жилья носит исковой характер, срок исковой давности по которому составляет 3 года (статья 196 ГК РФ). Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Федоренко Е. С., в течение около 1, 5 лет после увольнения с военной службы не обеспеченный жильём, предпринимавший безуспешные попытки получения жилья и в городе Чите, и в городе Омске, вправе был обратиться непосредственно в суд с требованием о предоставлении жилого помещения и изменить своё решение об избранном постоянном месте жительства, о чём указано выше. Его проживание с семьёй в служебном жилом помещении не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением по смыслу действующего законодательства о военнослужащих. Жилое помещение должно было быть предоставлено истцу в разумный срок, который к моменту рассмотрения настоящего дела в суде очевидно истёк.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск бывшего военнослужащего Федоренко Евгения Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить за счёт средств федерального бюджета Федоренко Евгению Сергеевичу двухкомнатное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <данные изъяты> общей площадью не менее

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья Для исключений