РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации № 2-17/2011 г.
17 февраля 2011 года
Черновский суд г. Читы в составе:
Председательствующего судьи Епифанцевой М.А.
При секретаре Марий О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску бывшего военнослужащего в/ч № Семенова Виктора Николаевича об оспаривании действий Министерства обороны РФ, командиров в/ч № и № связанных с не обеспечением его Государственным жилищным сертификатом, и
У С Т А Н О В И Л :
Семенов В.Н. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ приказом командира № от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ уволен с военной службы в запас в связи с организационно –штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списков личного состава части. При этом он был включен в списки на получение государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ Семенову В.Н. был выдан ордер № на право получения служебной квартиры по адресу: <адрес> находившееся в закрытом военном городке. ДД.ММ.ГГГГ заявитель был включен в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в качестве гражданина, подлежащего отселению из закрытого военного городка, после чего соответствующие документы были переданы в в/ч № г. Новосибирск, откуда направлены для принятия решения в в/ч № г. Москва. На обращение заявителя в Министерство обороны РФ был получен ответ исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось, что средства, выделенные для реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» в ВВС МО РФ израсходованы в полном объеме и Семенову В.Н. предложено вновь обратиться в в/ч, за которой закреплен жилищный фонд в закрытом военном городке, с заявлением о выделении жилищного – сертификата в 2007 г. При этом, до настоящего времени вопрос с обеспечением заявителя государственным жилищным сертификатом не решен.
Семенов В.Н. пологая незаконными действиями Министерства обороны РФ, командиров в/ч № и №, связанные с не обеспечением его государственным жилищным сертификатом в избранном им после увольнения месте жительства, просит суд признать их таковыми и обязать должностных лиц, чьи действия оспариваются оформить и выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилой площади в избранном после увольнения месте жительства.
В судебном заседании истец Семенов В.Н. предъявленный иск поддержал и пояснил аналогичное вышеизложенному.
Представитель истца – Перфильева М.Г., выступающая на основании доверенности, в суде иск поддержала и пояснила, что в 2002 г. Семенов В.Н. в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилье и, согласно действующему на тот момент законодательству, обратился в Домнинскую КЭЧ, представив пакет документов, необходимый для отправки в Министерство обороны РФ на получение государственного жилищного сертификата. Данные документы в установленном порядке были направлены в Министерство обороны РФ. Впоследствии, ежегодно, до 2006 г., Семеновым В.Н. формировался аналогичный пакет документов, который направлялся для оформления жилищного сертификата. О принятом решении Семенов В.Н. не уведомлялся.
В 2006 г. в результате бездействия Министерства обороны РФ и отсутствия какой – либо информации, Семенов В.Н. был вынужден обратиться в органы прокуратуры. Проведенной проверкой было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Семенов В.Н. включен в базу данных участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». В список получателей государственных жилищных сертификатов Семенов В.Н. не был включен по причине отсутствия лимитов бюджетных средств, о чем он также был уведомлен ответом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ему предложено снова обратиться в в/ч, за которой закреплен жилищный фонд в закрытом военном городке, с заявлением о выделении жилищного сертификата в 2007 г.
Кроме того пояснила, что статус военного городка, в котором проживал Семенов В.Н. со своей семьей изменен Распоряжением Правительства РФ в 2005 г. Право на получение государственного жилищного сертификата у Семенова В.Н. возникло гораздо раньше и оно не было реализовано лишь в результате бездействия Министерства обороны РФ. Отсутствие лимитов бюджетных средств не является основанием ограничения права Семенова В.Н. на участие в подпрограмме. Право граждан уволенных с военной службы на обеспечение жилым помещением путем получения государственного установлено ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкция о порядке формирования списков государственных жилищных сертификатов утверждена приказом Министерства обороны РФ. Семенов В.Н. был включен в списки участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Право получения государственного жилищного сертификата у Семенова В.Н. возникла в 2002 г.
Представитель ответчиков – Министерства обороны РФ и в/ч № –Зыков А.А., выступающий на основании доверенностей, в суде предъявленный иск не признал и пояснил, что порядок выдачи сертификатов определяется Правительством РФ, постановлением которого от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 -2010 г.г.». Согласно указанным Правилам участвовать в подпрограмме могут прежде всего граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищный условий и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ, что в случае с истцом не сделано, он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таких сведений по делу не установлено. Кроме того пояснил, что согласно Порядка Правил основанием для выдачи жилищного сертификата является решение жилищной комиссией в/ч о включении заявителя в число граждан участников подпрограммы, которое принимается по итогам проверок, проводимых ежегодно. Решение жилищной комиссии является единственным основанием для оформления документов на жилищный сертификат, которое не может быть заменено решением суда.
Представитель в/ч № в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще (л.д. ).
Представитель ГУ Домнинская КЭЧ –ФИО1 выступающая на основании доверенности, в суд не явилась, о дне слушания дела судом извещена надлежаще (л.д. ).
Допрошенная ранее в суде пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ начальником Домнинской КЭЧ района ФИО2 было произведено согласование списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата старшего прапорщика запаса Семенова В.Н. После согласования указанный список был направлен в адрес командира в/ч № для последующей отправки на утверждение командиру в/ч № в г. Новосибирск. В 2007 г. от военного пенсионера Семенова В.Н. поступило устное обращение об указании его номера очереди на получение государственного жилищного сертификата. Также Семенов В.Н. предоставил копии обращения начальника строительства, инженерно – технического обеспечения и расквартированию военно-воздушных сил № и копию ответа на запрос в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №. Порядок формирования списков и выдачи государственных жилищных сертификатов определен Приказом Министерства обороны РФ от 10 июня 2006 г. № 215. Согласно п. 2 названного Приказа для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получения жилого помещения (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны РФ, а также жены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, подают заявление (рапорт) по форме в в/ч, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, а граждане подлежащие переселению из закрытых военных городков – в войсковую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Военный городок № состоит на балансе Домнинской КЭЧ района. Соответственно, включение граждан в состав участников подпрограммы «государственные жилищные сертификаты» осуществляется жилищной комиссией Домнинской КЭЧ района. Весь пакет документов, необходимых для включения Семенова В.Н. в состав участников названной программы был направлен в адрес командира в/ч № до настоящего времени ответа не поступило. В период с 2006 г. по настоящее время в Домнинскую КЭЧ района письменного заявления от Семенова В.Н. не поступало, соответственно, он не был включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Кроме того, на настоящий момент ст. Кадала не входит в состав закрытых военных городков.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих – граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. 6 п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Аналогичное положение содержится в п.4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 г. № 522, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании, Семенов В.Н. уволен в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. и исключен из списка части она основании приказа командира в/ч № в связи с организационно – штатными мероприятиями, включен в списки по Программе «Государственные жилищные сертификаты». Срок выслуги истца составил ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Семенову В.Н. был выдан ордер № на право получения двух комнат в <адрес>, по адресу: <адрес> в которой фактически он проживает с ДД.ММ.ГГГГ. На момент исключения Семенова В.Н. из списков части указанное жилое помещение находилось в закрытом военном городке и Семенов В.Н был признан лицом подлежащим отселению из закрытого военного городка.
В 2002 году Семенов В.Н. в установленном порядке был признан нуждающимся в жилье и в соответствии с действующим на тот момент законодательством, обратился в Домнинскую КЭЧ, предоставив пакет документов, необходимый для направления в Министерство обороны РФ на получение жилищного сертификата. Данные документы были направлены в МО РФ. Впоследствии, ежегодно, до 2006 года Семеновым В.Н. формировался аналогичный пакет документов, который также направлялся для получения жилищного сертификата. О принятом решении Семенов В.Н не уведомлялся. Не дождавшись ответа, Семенов В.Н. был вынужден обратиться в органы прокуратуры, по результатам проверки которой было установлено, что согласно ответа зам.начальника инженерно-технического управления ВВС ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Семенов В.Н. включен в базу данных участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». В список получателей ГЖС Семенов В.Н. не был включен по причине отсутствия лимитов бюджетных средств, о чем он также был уведомлен ответом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которому средства, выделенные для реализации названной подпрограммы в ВВС израсходованы в полном объеме и ему предложено вновь обратиться в в\ч за которой закреплен жилищный фонд в закрытом военном городке с заявлением о выдаче жилищного сертификата в 2007 году. Данные обстоятельства в суде подтверждаются материалами дела ( л.д. ).
Тем самым, право на получение государственного жилищного сертификата у Семенова В.Н. возникло в 2002 году, до изменения статуса военного городка, и не было реализовано лишь в результате бездействия ответчика Министерства обороны РФ. При этом довод об отсутствии лимитов бюджетных средств не является основанием ограничения прав истца на участие в подпрограмме.
В судебном заседании также установлено, что в настоящее время состав семьи истца изменился, его супруга скончалась, с ним проживают его дочь ФИО4 и внучка-ФИО5, что подтверждается решением Центрального суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. ).
Таким образом, право истца Семенова Н.В.на получение жилищного сертификата до настоящего времени не реализовано, соответственно его требования о признании действий незаконными и обязании Министерства обороны оформить и выдать государственный жилищный сертификат являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Признать действия Министерства обороны РФ, командиров в\ч № и №, связанные с не обеспечением Семенова Виктора Николаевича государственным жилищным сертификатом, незаконными.
Обязать Министерство обороны РФ оформить и выдать Семенову Виктору Николаевичу государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский суд г. Читы.
Судья- Епифанцева М.А.