Решение (о внеочередном предоставлении жилого помещения), иск удовлетворен



Дело № 2-1163/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Чита 07 июня 2011 года

Черновский районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Пивоварова А. А.,

при секретаре Чебан Ю. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах Силюковой Натальи Александровны к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту интересов Силюковой Н. А., оставшейся без попечения родителей, стоящей на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди и не имеющей постоянного места жительства, чем нарушаются её права, которые прокурор просил защитить, обязав администрации района и города предоставить Силюковой Н. А. отдельную благоустроенную квартиру площадью не менее 25 кв. м, а Правительство и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета края финансирование расходов городской администрации на предоставление Силюковой Н. А. жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Круликовский М. О. и истица Силюкова Н. А. заявленное требование поддержали в полном объёме.

Представитель администрации района Богданова Н. А., представители администрации городского округа «Город Чита», Министерства финансов и Правительства Забайкальского края по доверенностям соответственно Болонкина А. А., Гудкова Н. Г. и Лхасаранов Б. Ц. в заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представители ответчиков, возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что предоставления жилья сиротам является государственным полномочием субъекта РФ; исполнение органом местного самоуправления переданных этих полномочий осуществляется только в пределах субвенций, которых недостаточно; Правительство является ненадлежащим ответчиком, так как не является финансовым органом и полномочия по предоставлению жилья переданы органам местного самоуправления; вне очереди жилые помещения детям-сиротам не предоставляются, фактов недофинансирования не установлено.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истицы, прокурора, районный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Силюкова Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственного жилья не имеет, администрацией города Читы ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, как сирота.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 указанного Кодекса, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильём.

Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истицы в силу Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылались представители ответчика.

Следует учитывать, что названный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильём одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истице мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявительницы на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как сироты, администрацией городского округа «Город Чита» признано её право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Предоставление истице жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, заявленное требование о предоставлении жилое помещения подлежит удовлетворению за счёт органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона на основании положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 26. 3 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 8 Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Поэтому Правительство и Министерство финансов Забайкальского края, на которые законом возложена обязанность по финансированию приобретения жилого помещения, являются соответчиками по настоящему делу. Судом установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилых помещений исполняется в недостаточном объёме.

В связи с этим Правительство и Министерство финансов Забайкальского края обязаны своевременно и в полном объёме осуществить финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Силюковой Н. А. жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.

Целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма является обеспечение жильём лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Результатом такого обеспечения должно явиться прекращение нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, соответствие предоставленного жилья установленным нормам и правилам. Достижению указанной цели будет полностью отвечать предоставление благоустроенного жилого помещения, являющегося квартирой.

Из приведённых норм закона следует, что Силюковой Н. А. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 25 кв. м.

Другие доводы, на которые ссылались представители ответчиков, не могут служить основаниями к отказу в удовлетворении заявленного требования по причинам, изложенным выше.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Черновского района города Читы в интересах Силюковой Натальи Александровны к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Силюковой Наталье Александровне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и находящееся в черте города Читы, общей площадью не менее 25 кв. м.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Силюковой Наталье Александровне жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья Для исключений