Решение (о возложении обязанности по приведению дороги в надлежащее состояние)



№ 2-1252/2011

Решение (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года

Черновский районный суд г. Читы

В составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,

при секретаре Савенко Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в защиту неопределенного круга лиц к администрации Черновского района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по приведению дороги в надлежащее состояние,

у с т а н о в и л :

Истец – Прокурор Черновского района г. Читы, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с вышеназванным исковым требованием, ссылаясь на следующее:

В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности было выявлено, что состояние автодороги «<адрес><адрес>» не соответствует требованиям государственного стандарта. На указанной автодороге ответчики обязанности по содержанию и ремонту не выполняют надлежащим образом. На всей протяженности автодороги на проезжей части имеются ямы, выбоины, провалы, сужения проезжей части, отсутствуют обочины проезжей части либо обочины заужены. Мост напротив <адрес> находится в аварийном состоянии: отсутствуют металлические ограждения перильного типа, укрепительные ограждения разрушены либо имеют просадку, отсутствуют подходы на искусственное сооружение (мост) пешеходов с обеих сторон. На отвороте к газораздатке отсутствуют дорожные знаки «Главная дорога», «Уступите дорогу». На всем протяжении дороги отсутствуют предупреждающие дорожные знаки «Неровная дорога». Несоответствие автодороги государственному стандарту негативным образом влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинения вреда их имуществу.

Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» привести автодорогу «<адрес><адрес>» в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом, а именно:

- на всей протяженности автодороги произвести ремонт проезжей части, устранить сужения проезжей части;

- отсыпать песчано-гравийной смесью обочины проезжей части;

- произвести ремонт моста на участке автодороги напротив <адрес>: установить металлические ограждения перильного типа, заменить укрепительные ограждения, оборудовать подходы на мост пешеходов с обеих сторон;

- на отвороте к газораздатке установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу»;

- на неровных участках автодороги установить предупреждающие знаки 1.16 «Неровная дорога».

В судебном заседании представитель истца – заместитель Прокурора Черновского района г. Читы Полоротова А.В. исковые требования уточнила, просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» привести автодорогу «<адрес><адрес>» в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом, а именно:

- произвести ремонт моста на участке автодороги напротив <адрес>: заменить укрепительные ограждения, оборудовать подходы на мост пешеходов с обеих сторон;

- на отвороте к газораздатке установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу»;

- на неровных участках автодороги установить предупреждающие знаки 1.16 «Неровная дорога».

Представитель ответчика – администрации Черновского района городского округа «Город Чита» Захаров А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что дорожная деятельность, т.е. деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в границах городского округа «город Чита» относится к ведению администрации городского округа «Город Чита». Администрация Черновского района г. Читы не отвечает за содержание автомобильных дорог.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Конюкова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что на ремонт моста они денежные средства были запрошены, однако выделены не были.

Выслушав пояснения представителя истца, объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 16 ч. 1 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В силу п. 4.4. вышеуказанного ГОСТа опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями, поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов.

В ходе судебного заседания установлено, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом не исполняется обязанность по содержанию дорог. Согласно акта обследования улично – дорожной сети автодороги <адрес><адрес> мост напротив <адрес>, находится в аварийном состоянии: укрепительные ограждения разрушены либо имеют просадку, отсутствуют подходы на искусственное сооружение (мост) пешеходов с обеих сторон, на отвороте к газораздатке отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», на всем протяжении дороги отсутствуют предупреждающие дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» (л.д. ).

В соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа «Город Чита» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Указанная в исковом заявлении автодорога «<адрес><адрес>» относится к территории Черновского административного района и является территорией городского округа «Город Чита».

Согласно ст. 52 Устава, автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Чита» находятся в собственности городского округа «Город Чита», в связи с чем к полномочиям администрации городского округа «Город Чита» относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по приведению дороги в надлежащее состояние на администрацию муниципального образования – городской округ «город Чита», а в иске к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» следует отказать, так как эта организация является административным районом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц. Содержание дорог в ненадлежащем состоянии, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе и их имущества.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» привести автодорогу «<адрес><адрес>» в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом:

-произвести ремонт моста на участке автодороги напротив <адрес>: заменить укрепительные ограждения, оборудовать подходы на мост пешеходов с обеих сторон;

- на отвороте к газораздатке установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу»;

- на неровных участках автодороги установить предупреждающие знаки 1.16 «Неровная дорога».

В иске прокурора Черновского района г. Читы к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по приведению дороги в надлежащее состояние – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский районный суд г. Читы.

Судья И.В. Куклина