Решение (об оспаривании решения органа государственной власти), иск удовлетворен



РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации дело № 2-1877-11

23 августа 2011 года

Черновский суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Епифанцевой М.А.

При секретаре Марий О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Калининой Глафиры Ивановны об оспаривании решения органа государственной власти, и

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Калининой Г.И. с вышеназванным заявлением, указав, что Калинина Г.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии администрации Черновского административного район городского округа «Город Чита» Калинина Г.И. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» Калинина Г.И. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 названного закона.

Для решения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность, Калинина Г.И. подала все необходимые документы в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении данной выплаты.

Данное решение является незаконным и препятствует гражданину осуществлению его прав и свобод, поскольку все вопросы, касающиеся постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отнесены к полномочиям органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления о признании Калининой Г.И. нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке не отменено. Кроме того, отсутствует решение органа местного самоуправления о снятии Калининой Г.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, принятого в порядке ст.56 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах применение Министерством социальной защиты населения Забайкальского края ст.53 ЖК РФ при разрешении заявления Калининой Г.И. о предоставлении единовременной денежной выплаты, не правомерно, так как является нарушением полномочий органа местного самоуправления. Вывод о совершении Калининой Г.И. намеренных действий, которые привели к ухудшению жилищных условий, сделан без учета юридически значимых обстоятельств. Вселение и регистрацию внучки ФИО1 по адресу: <адрес> Калинина Г.И. осуществила в апреле <данные изъяты> года в рамках полномочий собственника квартиры. Необходимость таких действий вызвана сложившимися семейными обстоятельствами, однако данные действия не повлекли возникновения права Калининой Г.И. на признание нуждающейся в жилых помещениях.

Факт рождения правнука ФИО2 ни при каких обстоятельствах нельзя расценить как намеренные действия Калининой Г.И., поскольку в силу ст.70 ЖК РФ несовершеннолетние дети имеют право на вселение и регистрацию в жилом помещении по месту проживания и регистрации своих родителей. Мать ребенка зарегистрирована по адресу: <адрес>, в связи с чем Калинина Г.И. не вправе препятствовать вселению и регистрации ребенка в квартире. В связи с увеличением количественного состава семьи Калинина Г.И. правомерно обратилась с заявлением в администрацию района, по результатам рассмотрения которого принято законное решение о признании Калининой Г.И. нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оснований для применения ст.53 ЖК РФ у органа местного самоуправления не имелось.

Прокурор просит суд признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе Калининой Г.И. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края включить Калинину Г.И. в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

В судебном заседании прокурор попова Г.В. заявление поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Заявитель Калинина Г.И. в суд не явилась, о дне слушания дела судом извещена надлежаще ( л.д. ).

Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края-Живаева Т.А., выступающая на основании доверенности, в суде заявление считает необоснованным и пояснила, что ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного закона. Члены семей погибших (умерших) участников (инвалидов) ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ЗЗК и Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах реализации Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Забайкальском крае» утверждены Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление мер социальной поддержки указанных категорий граждан производится в соответствии с названными порядками.

При рассмотрении заявления Калининой Г.И. было выявлено, что квартира по адресу: <адрес> находится в собственности Калининой Г.И., площадь которой составляет <данные изъяты> кв.м., где на каждого члена семьи Калининой Г.И.-её внучки и правнука приходится <данные изъяты> кв.м., что выше учетной нормы на человека, установленной в <данные изъяты> кв.м. Соответственно, Калинина Г.И. не может быть включена в список ветеранов ВОВ, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Свидетель ФИО3 в суде пояснила, что Калинина Г.И.-её мать, которая имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, где проживают и зарегистрированы также внучка и правнук. Считает, что отказ министерства социальной защиты населения Забайкальского края неправомерен, так как Калинину Г.И. никак нельзя обвинить в намеренном ухудшении жилищных условий. Внучка вышла замуж в <данные изъяты> году и родители мужа не приняли её, а бабушка приняла и разрешила проживать вместе с ней, а позднее- ДД.ММ.ГГГГ, родился правнук.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Пункт 1 ст.21 Федерального Закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Члены семей погибших ( умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.3,5 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Тем самым, все вопросы, касающиеся постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отнесены к полномочиям органа местного самоуправления.

Применительно к данному спору в суде установлено, что решение органа местного самоуправления о признании Калининой Г.И. нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов ВОВ, в установленном порядке не отменено. Как не имеется решения органа местного самоуправления о снятии Калининой Г.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, принятого в соответствии со ст.56 ЖК РФ.

При этом, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края при разрешении заявления Калининой Г.И. о предоставлении единовременной денежной выплаты является неправомерным, поскольку является нарушением полномочий органа местного самоуправления.

Вывод о том, что Калинина Г.И. совершила намеренные действия, которые привели к ухудшению жилищных условий, сделан необоснованно, так как вселение и регистрация внучки ФИО1 по адресу: <адрес>, Калинина Г.И. осуществила в апреле <данные изъяты> года, распорядившись как собственник квартиры. Необходимость таких действий была вызвана сложившимися семейными обстоятельствами, а факт рождения правнука ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как намеренные действия Калининой Г.И., так как в соответствии со ст.70 ЖК РФ несовершеннолетние дети имеют право на вселение и регистрацию в жилом помещении по месту проживания и регистрации своих родителей. Следовательно, Калинина Г.И. не вправе препятствовать вселению и регистрации в квартире ребенка.

В соответствии с п.2 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации» установлено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В связи с увеличением количественного состава семьи Калинина Г.И. правомерно обратилась с заявлением в администрацию района, по результатам рассмотрения которого было принято решение о признании Калининой Г.И. нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, требования прокурора, предъявляемые в интересах Калининой Г.И. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе Калининой Глафире Ивановне в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края включить Калинину Глафиру Ивановну в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский суд г. Читы.

Судья- Епифанцева М.А.