Решение (о присуждении к исполнению обязанности в натуре), иск удовлетворен



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации дело № 2-1888-11

29 сентября 2011 года

Черновский суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Епифанцевой М.А.

При секретаре Марий О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита» о присуждении к исполнению обязанности в натуре, и

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском к Администрации городского округа «Город Чита», указав, что жилой дом по адресу: <адрес> является бесхозяйным, поскольку принадлежность спорного имущества неизвестна, его владелец и собственник не установлены. В отсутствие собственника обслуживание и содержание дома не осуществляется, что явилось основной причиной приведения его в непригодное для постоянного проживания граждан состояние. Отсутствие лица, ответственного за надлежащее содержание и обслуживание жилого дома, препятствует гражданам, проживающим в указанном доме, в безопасном пользовании данным имуществом-объектами жилищного фонда.

Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, … сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п.5 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Приведенная норма закона органом местного самоуправления не исполняется в отношении указанного дома, поскольку бесхозяйные жилые дома не являются муниципальной собственностью. В свою очередь, принятие данного дома в муниципальную собственность Администрация городского округа «Город Чита» считает нецелесообразным в виду их непригодности для проживания.

Согласно п.3ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

Администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязана принять меры к исполнению полномочий, установленных нормами жилищного законодательства.

Бездействие ответчика в части осуществления, установленного ст.225 ГК РФ права является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность и сохранность.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на территории данного муниципального образования и возложить на Администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: жилого дома по адресу: <адрес> и в последующем принять указанный жилищный фонд в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

В судебном заседании прокурор Попова Г.В. предъявленный иск уточнила и просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Чита», выражающееся в неосуществлении полномочий по постановке на учет бесхозяйных жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, находящихся на территории муниципального образования городской округ «город Чита» и обязать Администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес> и принять бесхозяйные жилые помещения в муниципальную собственность в установленном законом порядке и пояснила аналогичное вышеизложенному.

Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита»-Попова Ю.В., выступающая на основании доверенности, в суде предъявленный иск не признала и пояснила, что иск прокурором предъявлен в интересах неопределенного круга лиц. Однако, в указанном жилом доме проживают граждане, которые прокурором не были установлены, а также законность их проживания. Прокуратура, подготовив и подав данное исковое заявление, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в этом доме. При этом, квартиры, которые обременены правами третьих лиц, не могут быть предоставлены гражданам, которые состоят на учете в улучшении жилищных условий и нуждающихся в нем, поэтому ссылка прокурора на ч.1ст.45 ГПК РФ необоснованна.

Само требование об обязании принять спорный дом в муниципальную собственность незаконно, так как у органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, существует право, а не обязанность и не может быть принудительным. Суд не вправе обязать орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом обращаться с заявлением о признании права муниципальной собственности, поскольку приобретение права собственности невозможно без воли субъекта. В противном случае это противоречило бы основным началам гражданского законодательства. Статья 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о постановке его на учет и обращении с иском в суд.

Также пояснила, что прокурором не представлено ни одного документа, подтверждающего существование данного объекта недвижимости, доказательства отсутствия зарегистрированных прав на указанный объект в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органе, осуществляющим технический и кадастровый учет. Кроме того, учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального ( государственного) имущества и (или) бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным.

Выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости оеспечения органом местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п.5 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законном основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Применительно к данному спору, в суде установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> является бесхозяйным, его принадлежность неизвестна, владелец и собственник не установлены.

На основании акта обследования Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ облуживание и содержание дома не осуществляется, он непригоден для проживания ( л.д. ).

По данным КГУП «Забайкальское БТИ» жилой дом по адресу: <адрес> состоит на техническом учете с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. ).

Орган местного самоуправления в нарушении названной нормы закона не обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, проживающих в указанном доме, поскольку жилой дом не является муниципальной собственностью.

Согласно п.3ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

Ответчик Администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку кроме органа местного самоуправления законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу.

Тем самым, прокурор обоснованно просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйных жилых помещений, расположенных в жилом доме по вышеуказанному адресу и обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес> и принять указанные жилые помещения в муниципальную собственность.

При этом доводы представителя ответчика в той части, что принять бесхозяйное недвижимое имущество в муниципальную собственность является правом, а не обязанностью органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом является ошибочным и противоречащим названным нормам закона.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Чита», выражающееся в неосуществлении полномочий по постановке на учет бесхозяйных жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, находящихся на территории муниципального образования городской округ «Город Чита».

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес> и принять указанные жилые помещения в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский суд г. Читы.

Судья- Епифанцева М.А.