РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 г. г. Чита Черновский районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи О.В. Монаковой при секретаре Я.В. Лобановой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Топучкановой Марии Алексеевны к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения Установил: Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями в интересах Топучкановой М.А., ссылаясь на следующее: Топучканова М.А. ДД.ММ.ГГГГ является лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Топучкановой М.А. – Топучканов А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – Топучканова Т.М. ограничена в родительских правах решением Черновского районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ Топучканова М.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения в Администрации городского округа «город Чита» 24.03.2009 г., учёный номер 1543. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления городского округа за счет субвенций, выделяемых городскому округу из бюджета Забайкальского края, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Топучканова М.А. имеет право на предоставление жилого помещения в качестве меры государственной поддержки, однако, до настоящего времени жилое помещение Топучкановой М.А. не предоставлено. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Топучкановой М.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим нормам и находящейся в границах города Чита, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Топучкановой М.А. жилого помещения. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному. Истец Топучканова М.А. в суде также исковые требования поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному. Представитель администрации городского округа «Город Чита» Петчак О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, указав в возражениях, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, в не очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в соответствующем учреждении, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечивается органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Статьей 190 ФЗ № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускается, что органы государственной власти могут соответствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои полномочия органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полномочий за счет средств бюджета края. Кроме того, неправомерно требование о предоставлении жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ говорится о жилых помещениях, а не об отдельных квартирах. Согласно ч.1 ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся : жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Таким образом, Топучкановой М.А. могут быть предоставлены жилые помещения, как в виде квартиры, так и виде части квартиры, жилого дома, а также в виде комнаты. Это право соответствующего органа власти решать, исходя из имеющегося в наличии свободного жилого фонда, какое именно жилое помещение предоставлять гражданину. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель Правительства Забайкальского края Зотов Д.А. действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил возражения, указав, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью. Обеспечение такой категории граждан жилой площадью является полномочием органа местного самоуправления. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделены в полном объеме. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, поэтому не является надлежащим ответчиком по делу. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представила возражения, указав, что Топучканова М.А. зарегистрирована совместно с матерью по адресу <адрес>, следовательно, она имеет право пользования в отношении указанного помещения, независимо от количества зарегистрированных в нем жильцов. Таким образом, Топучканова М.А. имеет право на указанное выше жилое помещение, и в отношении неё не распространяется право на внеочередное предоставление иного жилого помещения. Согласно Порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год на указанные цели. Указанные правоотношения распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления Забайкальского края. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено. Средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год, направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края, этой категории 2011 г. исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования указанных мер социальной поддержки из бюджетов Забайкальского края не установлено. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья, которым является соответствующий орган местного самоуправления. Представитель Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, причина его неявки суду неизвестна, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Как видно из материалов дела, Топучканова М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения находилась на попечении Топучкановой Г.А. и до достижения совершеннолетия проживала с попечителем. В настоящее время жилого помещения не имеет. ( л.д. ). Топучканова М.А. с 24 марта 2009 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» номер учетной очереди 1543 ( л.д. ). Данное обстоятельство опровергает доводы представителя Министерства финансов Забайкальского края о наличии у Топучкановой М.А. жилья. В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истцов в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылалась представитель ответчика. Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан -детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцам мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителей на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как сирот, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось их право на внеочередное предоставление жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального определения и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Как установлено Топучканова М.А. в собственности жилых помещений не имеет. На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством, жилой площадью». Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязы-вании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения в пользу заявителей должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Топучкановой М.А. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. Поэтому исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ Решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Топучкановой Марии Алексеевне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Топучкановой М.А. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Черновский районный суд г. Читы. Судья О.В. Монакова