РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 11 ноября 2011 года. Черновский районный суд г.Читы в составе председательствующего Ман-за О.В., при секретаре Живаеве И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Лапшиной Тамары Валерьевны, из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Лапшиной Т.В. с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее: Лапшина Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Лапшиной Т.В. в свидетельстве о рождении записан со слов матери, мать ФИО3 лишена родительских прав решением Черновского районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ. Лапшина Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер № Лапшина Т.В. имеет право на предоставление жилого помещения в качестве меры государственной поддержки, однако до настоящего времени жилое помещение Лапшиной Т.В. не предоставлено. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Лапшиной Т.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в границах города Чита, размером не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Лапшиной Т.В. жилого помещения. В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному. Истица Лапшина Т.В. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не известила. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся истицы. Представитель администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. Представитель администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. В своем заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края. В своих возражениях исковые требования не признал и указал, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилой площади. Обеспечение такой категории граждан жилой площадью является полномочием органа местного самоуправления. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Соответственно, Правительство Забайкальского края не является органом, которые в соответствии с бюджетным законодательством, может представлять интересы казны в судах. Считает, что Правительство забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу, а надлежащим ответчиком по данному делу является администрация городского округа «Город Чита». Просит отказать в иске. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, также в суд не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, в своем заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях исковые требования не признала, ссылаясь на то, что Лапшина Т.В. имеет право на закрепленное за ней жилое помещение и на нее не распространяется право на внеочередное предоставление иного жилого помещения. В материалы дела не представлены доказательства отказа органов местного самоуправления в предоставлении Лапшиной Т.В. закрепленного за ней жилого помещения. Поэтому считает, что финансирование из бюджета Забайкальского края предоставления жилого помещения лицу, имеющему закрепленное за ним жилое помещение, не основанным на законе. Кроме этого, в порядке очереди и вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Также финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год, направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края этой категории в 2011 г. исполнены надлежащим образом. Правоотношения по финансированию данных расходов распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Заявитель имеет право на получение жилого помещения в натуре и не имеет права требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие либо недостаточность финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Как видно из материалов дела, Лапшина Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истица не обеспечена жильем, что подтверждается объяснениями представителя истца. Доказательств обратного в ходе судебного заседания не добыто. Лапшина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № в администрации городского округа «Город Чита», л.д. Ссылку представителя ответчика о непредоставлении доказательств непригодности жилого помещения, закрепленного за Лапшиной Т.В., суд находит несостоятельной, т.к. согласно имеющейся в материалах дела справки из Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», жилое помещение, расположенное по адресу6 <адрес> в настоящее время непригодно для проживания, в связи с чем Лапшины поставлены в Комитета градостроительства и развития социальной инфраструктуры управления строительства, транспорта и связи администрации городского округа «Город Чита» на учет, в целях реализации права внеочередного предоставления жилья, л.д. В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылаются представители ответчика. Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцу мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителя на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как сироты, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось его право на внеочередное предоставление жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления. Доводы представителя ответчика о том, что в порядке очереди и вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими, суд находит необоснованными, поскольку, как было указано выше, жилье пришло в негодность, истица Лапшина Т.В. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 года, после вступления в действие Жилищного кодекса РФ 2005 года, в соответствии с требования жилищного законодательства. Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона, на основании положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». В качестве соответчиков по данному делу привлечены Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края. В суде установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилых помещений исполняется в недостаточном объеме. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о возложении на указанные органы обязанности по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Лапшиной Т.В. жилого помещения. Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить вне очереди Лапшиной Тамаре Валерьевне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Лапшиной Т.В. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы. Судья: Ман-за О.В