РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 г. г. Чита Черновский районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи О.В. Монаковой при секретаре Я.В. Лобановой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита» о признании бездействия незаконным и об обращении с заявлением, о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, о принятии бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность в установленном законом порядке Установил: Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее: Прокуратурой Черновского района г. Читы проведена проверка по выявлению бесхозяйных жилых домов, расположенных в Черновском административном районе городского округа «Город Чита». Проверкой установлено, что жилые дома, расположенные по адресам: - <адрес>-<адрес> - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес>; <адрес> ; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> ; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> <адрес> <адрес> - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> а; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> являются бесхозяйными, поскольку принадлежность данного недвижимого имущества неизвестна, его владелец и собственник не установлены. В отсутствие собственника обслуживание и содержание домов не осуществляется. Отсутствие лица, ответственного за надлежащее содержание и обслуживание жилых домов, препятствует гражданам, проживающим в указанных жилых домах, в безопасном пользовании объектами жилищного фонда. В соответствии с п.п.5,6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Приведенная норма Закона органом местного самоуправления не исполняется в отношении указанных жилых домов, поскольку бесхозяйные жилые дома не являются муниципальной собственностью. Согласно ч. 2 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Кроме органа местного самоуправления законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязана принять меры к исполнению полномочий, установленных нормами жилищного законодательства. Бездействие ответчика, выражающееся в неосуществлении установленного ст. 225 ГК РФ права является незаконным, и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность и сохранность, создает угрозу их жизни, здоровью, и имуществу. Просят признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Чита», выражающееся в неосуществлении полномочий по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества жилых домов и обязать администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, жилых домов, расположенных по адресам: - <адрес>-<адрес> - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес>; <адрес> ; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> ; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> <адрес> - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> а; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> В судебном заседании заместитель прокурора Черновского района г. Читы исковые требования уточнила, пояснила аналогично изложенного в исковых заявлениях, дополнив, что основанием для направления искового заявления в Черновский районный суд для рассмотрения послужила исключительная подсудность, предусмотренная ч.1 ст. 30 ГПК РФ. Заявленные прокурором требования неразрывно связаны между собой, и рассматриваться в отдельности не должны. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установить лиц, чьи права нарушены невозможно. Отсутствие документации на данный жилой фонд лишает возможности подтвердить факт возникновения права пользования конкретного лица, конкретным жилым помещением в данном жилом фонде, а соответственно подтвердить права конкретного гражданина на предъявление иска. Просят признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Чита», выражающееся в неосуществлении полномочий по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества жилых помещений в жилых домах и обязать администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества жилых помещений в жилых домах, расположенных по адресам: - <адрес> - <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; <адрес>; <адрес> ; <адрес>; - <адрес> ; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - г. <адрес> - <адрес>; - <адрес>; - <адрес> ; <адрес> ; <адрес> ; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> ; <адрес>; <адрес>; - г. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес> а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес> а; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> Представитель ответчика Халиулина О.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истец обратился в суд с требованием о возложении обязанности на Администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества : жилых домов. Однако действующим законодательством не предусмотрен такой объект недвижимости, как многоквартирный жилой дом, для принятия на учет бесхозяйного имущества необходимо представлять заявление и необходимые документы отдельно на каждый объект недвижимости - квартира. В заявлении указано, что не принятие мер по постановке жилых помещений на учет в качестве бесхозяйных, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В указанных домах проживают граждане, которые не были установлены прокуратурой, а также законность их проживания в данных квартирах. Прокуратура, подготовив и подав данные исковые заявления в суд, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в этих домах. Требование прокурора о возложении обязанности принять указанные жилые дома в муниципальную собственность, в установленном законом порядке незаконно, поскольку с данным требованием орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд, и это является правом, а не обязанностью и его приобретение не может быть принудительным. Кроме того, в своих исковых заявлениях прокуратура указывает адреса жилых домов, якобы являющихся бесхозяйными, однако к исковому заявлению не приложено ни одного документа, подтверждающего существование данных объектов недвижимости. Кроме того, требования о признании бездействия администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимого имущества на учет незаконным должны рассматриваться по правилам главы 23 и 25 ГПК РФ, а именно по месту нахождения органа местного самоуправления бездействие которого оспаривается. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Жилые помещения в жилых домах, расположенных по адресам: - <адрес> являются бесхозяйными, поскольку их принадлежность неизвестна, владелец или собственник не установлены, что подтверждается ответами Администрации городского округа «Город Чита», ТУ ФАУГИ в Забайкальском крае (Росимущество), Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д. ). Сведения о предприятиях, которым ранее принадлежали указанные жилые дома, в ЕГРЮЛ отсутствуют (л.д. ). По большинству жилых помещений в указанных жилых домах, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Реестре объектов технического учета, записи о регистрации прав на названные объекты отсутствуют. Из сведений, представленных КГУП « Забайкальское БТИ» (л.д. ) можно сделать вывод, что жилые дома по указанным адресам как объекты недвижимости существуют. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного Кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Согласно п.п.5, 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Приведенные нормы закона администрацией городского округа «Город Чита» в отношении жилых помещений вышеуказанных жилых домов не исполняются. Такое бездействие ответчика является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности и сохранности. В связи с этим, доводы ответчика о том, что обращением прокурора в суд с вышеназванными исками нарушают права и законные интересы граждан, проживающих в них, несостоятельными. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Таким образом, как правильно установлено прокурором, администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана принять надлежащие меры к исполнению собственных полномочий, установленных жилищным законодательством и следовательно не вправе, а обязаны принять на учет бесхозяйное недвижимое имущество и в последующем принять указанный жилой фонд в муниципальную собственность в установленном порядке. Доводы представителя ответчика о том, что требования прокурора о признании бездействия администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимого имущества должно рассматриваться по месту нахождения органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается, суд находит несостоятельными, поскольку заявленные прокурором требования неразрывно связаны между собой. Из вышеприведенной нормы ГК РФ следует, что для возникновения права собственности муниципальных образований необходимо последовательное совершение следующих действий: постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных муниципальных органов; обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет; судебное решение о признании права муниципальной собственности; государственная регистрация возникновения права муниципальной собственности. Постановка бесхозяйных жилых домов по указанным в исковых заявлениях адресам на учет администрацией городского округа «город Чита» является составной частью признания права, без выполнения которой невозможно признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость. Часть 1 ст. 30 ГПК РФ устанавливает исключительную подсудность исков о правах на земельные участки, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, такие иски предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов. Поскольку возложение обязанности на Администрацию городского округа «Город Чита» об обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества возможно только при установлении бездействия органа местного самоуправления незаконным, следовательно, прокурор правомерно обратился в суд по месту нахождения недвижимого имущества. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что иски прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194. 198, 199 ГПК РФ Решил: Иски Прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: жилых помещений в жилых домах, расположенных по адресам <адрес>-<адрес> Обязать администрацию городского округа «Город Чита» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: жилых помещений в жилых домах, расположенных по адресам <адрес> и принять указанные жилые помещения в жилых домах в муниципальную собственность в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течени10 дней со дня принятия решения путем подачи жалобы через Черновский районный суд г. Читы. Судья О.В. Монакова