Решение (об обеспечении техническими средствами реабилитации несовершеннолетнего-инвалида), иск удовлетворен частично



2-2105-2138/2011

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Куклиной И.В.,

при секретаре Савенко Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда гражданское дело по иску <адрес> г.Читы в интересах несовершеннолетних инвалидов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО28, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО29, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО30ёмовны, ФИО31, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО32, ФИО33, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО34, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации об обеспечении техническими средствами реабилитации несовершеннолетнего - инвалида,

у с т а н о в и л :

Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах несовершеннолетних инвалидов с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:

Прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите детей - инвалидов в части обеспечения их техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено, что истцы нуждаются в технических средствах реабилитации. Согласно информации, представленной Министерством социальной защиты населения <адрес>, истцы состоят на учете детей - инвалидов по обеспечению техническими средствами реабилитации и нуждаются в определенных технических средствах реабилитации. Технические средства реабилитации необходимы истцам для полного или частичного восстановления их способностей к бытовой и общественной деятельности, не обеспечение указанными средствами лишает их возможности социальной адаптации в обществе, ограничивает их право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Просит суд обязать Черновский отдел Министерства социальной защиты населения <адрес> и Министерство социальной защиты населения <адрес> обеспечить техническими средствами реабилитации:

- ФИО1 – ортезами (туторами нижних конечностей) ТН8-02, параподиумом динамическим;

- ФИО27 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП);

- ФИО3 – опорой для ходьбы (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорой для стояния, опорой для сидения, креслом – коляской комнатной, обувью ортопедической;

- ФИО4 – опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП);

- ФИО28 – телефонным устройством с текстовым выходом, сигнализатором звука световибрационным;

- ФИО5 – обувью ортопедической;

- ФИО6 – цифровым слуховым аппаратом заушным сверхмощным бинаурально;

- ФИО7 - обувью ортопедической;

- ФИО29 – креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), опорой для ползанья, опорой для ходьбы;

- ФИО8 – креслом – коляской прогулочной, креслом – коляской комнатной;

- ФИО9 – сигнализатором звука световибрационным, телефонным устройством с текстовым выходом, цифровым слуховым аппаратом заушным сверхмощным бинаурально;

- ФИО10 – обувью ортопедической;

- ФИО30ёмовну – ортезами (туторами нижних конечностей), обувью ортопедической;

- ФИО31 - обувью ортопедической, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа;

- ФИО11 – опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), ходунками для детей с ДЦП;

- ФИО12 – телефонным устройством с текстовым выходом;

- ФИО13 – сигнализатором звука световибрационным, телефонным устройством с текстовым выходом;

- ФИО14 – креслом – коляской прогулочной;

- ФИО15 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), ходунками детскими, обувью ортопедической, ортезами (туторами нижних конечностей), тутором на голеностопный сустав; креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП);

- ФИО16 - креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа, обувью ортопедической, параподиумом динамическим;

- ФИО17 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры);

- ФИО18 – обувью ортопедической, ортезами (туторами нижних конечностей);

- ФИО32 – креслом – коляской комнатной, креслом – коляской малогабаритной;

- ФИО33 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), ходунками – детскими;

- ФИО19 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), абсорбирующим бельем – пеленка 60 х 90, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), опорой для сидения, подгузниками детскими, вес 8-18 кг;

- ФИО20 – креслом – коляской;

- ФИО21 – подгузниками S;

- ФИО34 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры);

- ФИО22 – костылями подмышечными;

- ФИО23 – обувью ортопедической, ортезами (туторами нижних конечностей);

- ФИО35 – телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонным устройством с текстовым выходом;

- ФИО25 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением активного типа;

- ФИО26 - подгузниками S.

В случае недостаточности финансирования из федерального бюджета на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО28, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО29, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО30ёмовне, ФИО31, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО32, ФИО33, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО34, ФИО22, ФИО23, ФИО36, ФИО25, ФИО26 указанных технических средств реабилитации, обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации своевременно и в полном объеме осуществить из федерального бюджета финансирование расходов Министерства социальной защиты населения <адрес> на приобретение указанных технических средств реабилитации.

Впоследствии исковые требования представителем истцов неоднократно уточнялись, согласно последних уточнений, просит суд обязать Черновский отдел Министерства социальной защиты населения <адрес> и Министерство социальной защиты населения <адрес> обеспечить техническими средствами реабилитации:

- ФИО1 – ортезами (туторами нижних конечностей) ТН8-02;

- ФИО27 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП);

- ФИО3 – опорой для ходьбы (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорой для стояния, опорой для сидения;

- ФИО4 – опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП);

- ФИО28 – телефонным устройством с текстовым выходом, сигнализатором звука световибрационным;

- ФИО5 – обувью ортопедической;

- ФИО6 – цифровым слуховым аппаратом заушным сверхмощным бинаурально;

- ФИО7 - обувью ортопедической;

- ФИО29 – опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), опорой для ползанья;

- ФИО8 – креслом – коляской прогулочной, креслом – коляской комнатной;

- ФИО9 – сигнализатором звука световибрационным;

- ФИО10 – обувью ортопедической;

- ФИО30ёмовну – ортезами (туторами нижних конечностей), обувью ортопедической;

- ФИО31 - обувью ортопедической, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа;

- ФИО11 – опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры);

- ФИО12 – телефонным устройством с текстовым выходом;

- ФИО13 – сигнализатором звука световибрационным, телефонным устройством с текстовым выходом;

- ФИО14 – креслом – коляской прогулочной;

- ФИО15 - креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП);

- ФИО16 - креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа, обувью ортопедической;

- ФИО17 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры);

- ФИО18 – обувью ортопедической, ортезами (туторами нижних конечностей);

- ФИО32 – креслом – коляской комнатной для детей больных ДЦП с массой тела 18 кг, креслом – коляской прогулочной с массой тела 18 кг и ростом 116 см;

- ФИО33 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), ходунками – детскими;

- ФИО19 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), абсорбирующим бельем – пеленка 60 х 90, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), опорой для сидения, подгузниками детскими, вес 8-18 кг;

- ФИО20 – креслом – коляской;

- ФИО21 – подгузниками S;

- ФИО34 - опорами (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры);

- ФИО22 – костылями подмышечными;

- ФИО23 – обувью ортопедической;

- ФИО35 – телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;

- ФИО25 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением активного типа;

- ФИО26 - подгузниками S.

В случае недостаточности финансирования из федерального бюджета на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО28, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО29, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО30ёмовне, ФИО31, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО32, ФИО33, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО34, ФИО22, ФИО23, ФИО36, ФИО25, ФИО26 указанных технических средств реабилитации, обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации своевременно и в полном объеме осуществить из федерального бюджета финансирование расходов Министерства социальной защиты населения <адрес> на приобретение указанных технических средств реабилитации.

В судебном заседании представитель истцов помощник прокурора Черновского района г.Читы Круликовский М.О. уточненные исковые требования поддержал полностью и пояснил аналогичное вышеизложенному.

Законные представители истцов - несовершеннолетних инвалидов ФИО4, ФИО28, ФИО6, ФИО7, ФИО29, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО44, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО33, ФИО19, ФИО21, ФИО34, ФИО22, ФИО23, ФИО25, ФИО26 в судебное заседание не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.

Законные представители несовершеннолетних истцов ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56 судебное заседание также не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в своих заявлениях просят дело рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> Живаева Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в суде исковые требования не признала и пояснила, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен такими средствами. Обеспечение техническими средствами осуществляется Министерством за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету <адрес> в форме субвенций. По мере заключения государственных контрактов на технические средства реабилитации истцы будут обеспечены необходимыми средствами.

Представитель ответчика Черновского отдела Министерства социальной защиты населения <адрес> Алексеева С.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования также не признала и пояснила, что они являются ненадлежащим ответчиком по данному делу, т.к. они наделены полномочиями лишь принимать заявления от инвалидов.

Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по <адрес> Дума О.А., действующая на основании доверенности, в суде пояснила, что порядок предоставления субвенций из федерального бюджета субъектам РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам в 2011 году установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 года № 1137. Согласно указанных Правил. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Размер субвенций определяется в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1137 от 27.12.2010 года, на основании данных представленных субъектами РФ. При определении размера субвенций бюджету <адрес> за основу принимались данные, представленные органом исполнительной власти <адрес>, и финансирование бюджета <адрес> осуществлялось в соответствии с заявленным органом исполнительной власти <адрес> объемом. Согласно Распределению, утвержденному Постановлением правительства РФ № 1137 от 27.12.2010 года бюджету Забайкальского края на реализацию переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов выделено 155809, 4 тыс. руб. Полагает, что истцом не доказан факт недостаточности финансирования в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва следует, что для определения размера субвенций, предоставляемых на осуществление федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, органом исполнительной власти субъекта РФ предоставляются в Минздравсоцразвития России сведения о численности инвалидов – получателей технических средств реабилитации, услуг, а также о стоимости технического средства реабилитации. Расчет субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в 2011 году осуществлялся в соответствии с Методикой распределения субвенций, утвержденной Постановлением Правительства № 1137 от 27.12.2010 года Согласно указанным Методикам размер предоставляемых бюджету субъекта РФ субвенций определялся на основании данных, предоставляемых органом исполнительной власти субъекта РФ. В 2011 году <адрес> выделено субвенций на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в сумме 85605, 6 тыс. руб. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> была выделена дополнительная субвенция на указанные цели в размере 70203, 80 руб. Согласно сведениям Министерства социальной защиты населения <адрес> неиспользованный остаток субвенций из федерального бюджета на ДД.ММ.ГГГГ составляет 93 300811, 50 руб. Свои обязательства Минздравсоцразвития РФ выполнил в полном объеме и надлежащим образом осуществлял финансирование <адрес>.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной поддержки отдельной категории граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации.

В соответствии со статьями 10, 11.1 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В силу ст. 11.1 указанного Закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе, специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 9, 10 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , с 1 января 2010 года обязанность по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации возложена на Министерство. Обеспечение производится на основании личных заявлений за счет федеральных бюджетных средств, передаваемых бюджету края в форме субвенций.

В соответствии с п.п. 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.

Как установлено в судебном заседании, истцы являются инвалидами, нуждаются в обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (л.д. ).

Не обеспечены в 2011 году техническими средствами реабилитации истцы: ФИО2 креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП) (л.д. ); ФИО3 – опорой для ходьбы, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорой для стояния, опорой для сидения; ФИО4 – опорой для ванны, креслом – коляской для детей (ДЦП); ФИО6 – цифровым слуховым аппаратом заушным сверхмощным бинаурально; ФИО29 – опорой для ползанья, за опоры (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры) получена компенсация; ФИО8 – креслом – коляской прогулочной, креслом – коляской комнатной; ФИО9 – сигнализатором звука световибрационным; ФИО31 - обувью ортопедической, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа; ФИО14 – креслом – коляской прогулочной; ФИО15 - креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП); ФИО16 - креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа, обувью ортопедической; ФИО32 – креслом – коляской комнатной для детей больных ДЦП с массой тела 18 кг и ростом 116 см, креслом – коляской прогулочной с массой тела 18 кг и ростом 116 см; ФИО19 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), абсорбирующим бельем – пеленка 60 х 90, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорами (опорой для сидения), подгузниками детскими, вес 8-18 кг; ФИО20 – креслом – коляской для детей (ДЦП); ФИО21 – подгузниками S; ФИО22 – костылями подмышечными;

ФИО23 – обувью ортопедической; ФИО24 – телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;

Частично не обеспечены в 2011 году техническим средствами реабилитации истцы: ФИО5 - обувью ортопедической (2 пары); ФИО7 - обувью ортопедической (2 пары); ФИО10 – обувью ортопедической (2 пары); ФИО30 – обувью ортопедической (3 пары), ортезы (туторы нижних конечностей) получены; ФИО18 – обувью ортопедической (2 пары), ортезы (туторы нижних конечностей) получены; ФИО26 - подгузниками S.

Вместе с тем, обеспечены требуемыми средствами технической реабилитации следующие истцы: ФИО1 - ортезами (туторами нижних конечностей) ТН8-02 (л.д. ); ФИО28 - телефонным устройством с текстовым выходом, сигнализатором звука световибрационным; ФИО11 – опорами (ходунки для детей с ДЦП); ФИО12 – телефонным устройством с текстовым выходом; ФИО13 – сигнализатором звука световибрационным, телефонным устройством с текстовым выходом; ФИО9 Е.А. – опорами (ходунки детские); ФИО33 - опорами (ходунками детскими); ФИО34 - опорами (ходунки детские); ФИО25 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением активного типа.

Несоблюдение вышеприведенных требований федерального законодательства является нарушением конституционных прав и свобод, закрепленных в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Учитывая, что технические средства реабилитации необходимы истцам для полного или частичного восстановления способностей к бытовой и общественной деятельности, необеспечение указанными средствами лишает возможности социальной адаптации истцов в обществе, ограничивает их право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения <адрес> по обеспечению техническими средствами реабилитации истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, с учетом обеспеченных полностью и обеспеченных не в полном объеме техническими средствами реабилитации несовершеннолетних инвалидов.

В удовлетворении исковых требований к Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения <адрес> следует отказать, поскольку обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации возложена на Министерство социальной защиты населения <адрес> в соответствии с Положением о Министерстве.

В удовлетворении исковых требований истцов об обязании Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации своевременно и в полном объеме осуществить из федерального бюджета финансирование расходов Министерства социальной защиты населения <адрес> на приобретение указанных технических средств реабилитации, надлежит отказать, поскольку доказательств, что не обеспечение техническим средствами реабилитации несовершеннолетних инвалидов – истцов произошло по причине недофинансирования суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> обеспечить техническими средствами реабилитации:

- ФИО27 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП);

- ФИО3 – опорой для ходьбы (ходунки, манежи, рамы, палки – опоры), креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорой для стояния, опорой для сидения;

- ФИО4 – опорами (опорой для ванны), креслом – коляской для детей (ДЦП);

- ФИО5 – обувью ортопедической в соответствии с установленными нормами;

- ФИО6 – цифровым слуховым аппаратом заушным сверхмощным бинаурально;

- ФИО7 - обувью ортопедической в соответствии с установленными нормами;

- ФИО29 – опорой для ползанья;

- ФИО8 – креслом – коляской прогулочной, креслом – коляской комнатной;

- ФИО9 – сигнализатором звука световибрационным;

- ФИО10 – обувью ортопедической в соответствии с установленными нормами;

- ФИО30ёмовну – обувью ортопедической в соответствии с установленными нормами;

- ФИО31 - обувью ортопедической, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа;

- ФИО14 – креслом – коляской прогулочной;

- ФИО15 - креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП);

- ФИО16 - креслом – стулом с санитарным оснащением пассивного типа, обувью ортопедической;

- ФИО18 – обувью ортопедической в соответствии с установленными нормами;

- ФИО32 – креслом – коляской комнатной для детей больных ДЦП с массой тела 18 кг, креслом – коляской прогулочной с массой тела 18 кг и ростом 116 см;

- ФИО19 – креслом – коляской комнатной для детей (ДЦП), абсорбирующим бельем – пеленка 60 х 90, креслом – коляской прогулочной для детей (ДЦП), опорами (опорой для сидения), подгузниками детскими, вес 8-18 кг;

- ФИО20 – креслом – коляской для детей (ДЦП);

- ФИО21 – подгузниками S;

- ФИО22 – костылями подмышечными;

- ФИО23 – обувью ортопедической;

- ФИО35 – телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;

- ФИО26 - подгузниками S в соответствии с установленными нормами.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней через Черновский районный суд г.Читы.

Судья: И.В. Куклина