Дело № 2-2616/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 21 декабря 2011 года город Чита Черновский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Пивоварова А. А., при секретаре Чебан Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Управлению культуры администрации городского округа «Город Чита» о присуждении к исполнению обязанности в натуре, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на то, что доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок. По результатам проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что вопреки указанным требованиям закона ответчиками не обеспечивается беспрепятственный доступ в здание филиала № для инвалидов-колясочников. Поэтому просил суд обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» и Управление культуры администрации городского округа «Город Чита» обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов к зданию библиотеки филиала № по адресу: город Чита, <адрес>, а именно: устроить 2-х петлевой пандус длиной 15 м; уменьшить высоту порогов входных дверей здания до 2, 5 см и в санузле установить поручень. В судебном заседании помощник прокурора Круликовский М. О. уточнил требования и просил суд на входе в филиал установить лестничный подъёмник для инвалидов, а в санузле установить поручни для раковины и унитаза. Представитель ответчика директор Румянцева Р. З., представитель Комитета культуры по доверенности Сысоева С. Ю. против заявленных требований по существу не возражали. Ссылались на отсутствие финансирования. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статьей 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок (Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 года № 73). В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 года № 94-р для проведения мониторинга объектов социальной инфраструктуры на определение их доступности для людей с ограниченными возможностями образована рабочая группа, состав которой утверждён указанным распоряжением. Этой рабочей группой проведены обследования зданий, принадлежащих ответчикам, с составлением актов, из которых следует, что здания не в полной мере отвечают требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями. В соответствии с п. 3. 13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятыми Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и для каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединённого с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3. 14 СНиП 35-01-2001). Дверные проёмы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 0, 025 м (пункт 3. 23 СНиП 35-01-2001). Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 06. 05. 1989 № 89 введены в действие строительные нормы и правила «Общественные здания и сооружения» СНиП 2. 08. 02-89. Пунктом 4. 11 СНиП 2. 08. 02-89 предусмотрено, что ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, а при двустороннем движении не менее 1, 8 м. Все продольные уклоны на путях движения не должны превышать соответствующие параметры, разрешённые для пандусов. Максимальная высота пандуса не должна превышать 0, 8 м при уклоне 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0, 2 м и менее, допускается увеличить уклон пандуса до 10 %. Вопреки указанным выше требованиям закона ответчики не обеспечили беспрепятственный доступ в занимаемые ими здания инвалидам-колясочникам и другим инвалидам. Ссылка представителей ответчиков на отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении требований доступности зданий для людей с ограниченными возможностями. На основании изложенного иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Управлению культуры администрации городского округа «Город Чита» о присуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» и Управление культуры администрации городского округа «Город Чита» обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов к зданию библиотеки филиала № по адресу: город Чита, <адрес>, а именно: на входе в филиал установить лестничный подъёмник для инвалидов, в санузле установить поручни для раковины и унитаза. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы. Судья А. А. Пивоваров