Решение (о предоставлении жилого помещения), иск удовлетворен



№ 2- 1313 -11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года

Черновский районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Осипова М.П.

при секретаре Сенотрусовой О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоренко Евгения Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Федоренко Е. С. обратился в суд с вышеназванным иском к войсковой части , ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Железнодорожных войсках Министерства обороны Российской Феде­рации (с ДД.ММ.ГГГГ года - в войсковой части № в должности помощника командира войсковой части по правовой рабо­те). С ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас досрочно на основании подп. «а», п. 2, ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями.Его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет. С ДД.ММ.ГГГГ включён в список очередников на получение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ поставлен на компьютерный учёт в КЭЧ Читинского района в ка­честве военнослужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий. После увольнения из вооружённых сил жильё ему не было предоставлено. Просит суд обязать командование войсковой части предоставить ему и двум членам семьи для постоянного проживания 2-х комнатную квартиру общей площадью не менее 54 кв. м в избранном для постоянного проживания месте городе Москве.

В связи с прекращением деятельности войсковой части № в резуль­тате реорганизации по ходатайству истца была произведена замена ненадлежа­щего ответчика на надлежащего - Министерство обороны Российской Федера­ции.

В судебном заседании истец Федоренко Е. С. заявленное требование уточнил и просил считать избранным после увольнения с военной службы по­стоянным местом жительства Московскую область, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному им месту жительства.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, не явился о месте и времени проведения которого был извещён надлежащим образом.

Его представитель по доверенности Смолкина А. В. в письменных возра­жениях просила в иске отказать, так как право Федоренко Е. С. на обеспечение жилым помещением не нарушено. Его требование подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ЕПК РФ, заявителем пропущен срок на обращение в суд. При увольнении Федоренко Е. С. не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением в городе Москве. Кроме того, по информации ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» министерства обороны РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. Федоренко Е.С. признан ДД.ММ.ГГГГ г. нуждающимся с составом 3 человека в получении жилого помещения в порядке очерёдности по последнему перед увольнением месту службы.

Привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц представители войсковой части филиала ФБУ войсковая часть ФГУ «2-я Чи­тинская квартирно-эксплуатационная часть района» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «Славянка» в лице филиала «Читин­ского» в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, свидетелей, районный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что бывший военнослужащий майор Федорен­ко Е. С, общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении на день увольнения с военной службы по подп. «а», п. 2, ст. 51 За­кона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями - ДД.ММ.ГГГГ, составляет более 12 лет, про­живающий совместно с двумя членами семьи (супругой Федоренко Л. Н. и ма­лолетней дочерью Федоренко Ю. Е.) по договору найма служебного жилого помещения в двухкомнатной квартире <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередников на получение слу­жебного жилья.

При увольнении с военной службы Федоренко Е. С. был оставлен в спи­сках войсковой части на получение жилья. Кроме того, из пояснений Федоренко Е.С. следует, что перед увольнением в связи с организационно-штатными мероприятиями он обращался в жилищную комиссию с заявлением об определении места жительства в Московской области.

Данный факт подтверждается показаниями свидетеля ФИО9 военнослужащим в\ч , где проходил военную службу Федоренко Е.С. Из пояснений ФИО10 следует, что в ДД.ММ.ГГГГ он был секретарём жилищной комиссии в\ч и помнит, что от Федоренко Е.С. в ДД.ММ.ГГГГ. поступало заявление об определении места жительства в Московскую область. Заявление Федоренко Е.С. было рассмотрено на заседании жилищной комиссии и его включили в список военнослужащих части , подлежащих обеспечению жильём по договору социального найма. Все документы по Федоренко Е.С. направлялись командованию. То, что Федоренко Е.С. обращался с заявлением об избрании места жительства в Московскую область, подтверждается списком военнослужащих части , подлежащих обеспечению жильём по договору социального найма (л.д. …). В этом списке Федоренко Е.С. указан под номером и указано избранное место жительства Московская область.

Доводы представителя Министерства обороны, изложенные в письменных возражениях, что Федоренко Е.С. перед увольнением не обращался с заявлением об избрании места жительства, опровергаются вышеуказанными доказательствами.

Согласно ч. ч. 1,3, ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жи­лище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государствен­ных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установ­ленными законом нормами.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государст­во гарантирует предоставление жилых помещений. Правовыми основаниями для этого являются Закон «О статусе военнослужащих» и ряд других норма­тивных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В соответствии с п. 1, ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» государ­ство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в поряд­ке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 15 и пунктом 1 статьи 23 названного Закона установ­лено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имею­щих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольне­нии с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществля­ется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и при­обретение жилого помещения.

Из пункта 1 Правил учёта учета военнослужащих, подлежащих увольне­нию с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и со­трудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в полу­чении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном по­стоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06. 09. 1998, устанавливается единый порядок постановки на оче­редь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подле­жащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В пункте 2 названных Правил определено, что они являются обязатель­ными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организа­ции строительства, приобретения и предоставления за счет средств федераль­ного бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сер­тификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу, что избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольне­ния с военной службы в запас является самостоятельным основанием для при­знания его нуждающимся в получении жилого помещения в улучшении жи­лищных условий.

Согласно п. 3, ст. 6 Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

В силу пункта 22 Правил в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после уволь­нения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учет­ного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Начиная с 01 января 2005 года (в редакции Закона «О статусе военнослу­жащих», действующей с 01 января 2005 года), решение всех вопросов, связан­ных с жилищным обеспечением военнослужащих, относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена воен­ная служба, за счёт средств федерального бюджета.

Следовательно, действующие в настоящий момент нормы российского за­конодательства не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещения­ми по избранному месту жительства.

Учитывая в совокупности добытые доказательства, суд считает, что бывший военнослужащий Федоренко И. С. уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям с остав­лением в списках войсковой части на получение жилья, его общая выслуга со­ставляет более 12 календарных лет, избрал постоянным местом жительства по­сле увольнения в запас Московскую область, требование заявителя о предос­тавлении двухкомнатного благоустроенного жилья в Московской области обос­нованно и подлежит удовлетворению. И не его вина, в том, что командование не приняло мер по решению жилищного вопроса по Федоренко Е.С. и не направило ходатайства в органы местного самоуправления по Московской области.

Данная обязанность командования части определена п. 14 «Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом Министра обороны от 15.02.2000 г. № 80, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

В соответствии с п. 1, ст. 15. 1 Закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договор} социального найма, составляет 1 8 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Поэтому Министерство обороны обязано предоставить Федоренко Е.С. и его семье (состав семьи три человека) жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м.

Требование Федоренко Е. С. о предоставлении жилья носит исковой ха­рактер, срок исковой давности по которому составляет 3 года (статья 196 ГК РФ). Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых поме­щений. Федоренко Е. С, в течение около 1, 5 лет после увольнения с военной службы не обеспеченный жильём, предпринимавший безуспешные попытки получения жилья и в городе Чите, и в городе Омске, вправе был обратиться не­посредственно в суд с требованием о предоставлении жилого помещения и из­менить своё решение об избранном постоянном месте жительства, о чём указа­но выше. Его проживание с семьёй в служебном жилом помещении не свиде­тельствует об обеспеченности жилым помещением по смыслу действующего законодательства о военнослужащих. Жилое помещение должно было быть предоставлено истцу в разумный срок.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Федоренко Евгения Сергеевича к Мини­стерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить за счёт средств федерального бюджета Федоренко Евгению Сергеевичу двухком­натное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Московской области общей площадью не менее 54 кв. м.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья: Осипов М.П.